Как установили рыбинские историки Владимир Шпрангер и Нина Петухова, этот особняк был выстроен в стиле классицизма в 1830–е годы купцом первой гильдии Михаилом Вязминым. До недавнего времени сохранялись двенадцать голландских печей, облицованных белыми изразцами с кобальтовым рисунком, роскошная лепнина и великолепная живопись на потолках в парадных комнатах. Когда-то дом украшал узорчатый балкон с золочеными украшениями.
Дом входил в состав богатой городской усадьбы с садом, двумя флигелями и большим каменным амбаром. Здесь размещались и жилые помещения, и магазин. После смерти Вязмина усадьбу унаследовала его дочь Августа, супруга знатного рыбинского купца 1-й гильдии Миклютина.
Фамилии Вязмина и Миклютина весьма почитаемы были в купеческом Рыбинске. Сорок тысяч ассигнациями пожертвовал Михаил Никифорович Вязмин на устройство в новом Спасо-Преображенском соборе придела во имя святого благоверного князя Тверского. Петр Иванович Миклютин пожертвовал на строительство главного храма в Рыбинске сорок четыре тысячи рублей.
В архивных данных, с которыми меня познакомила сотрудник управления архитектуры Людмила Сляднева, здание по Крестовой, 75 значится как дом купцов Селецких (по фамилии второго мужа Августы Вязминой). В 1870-е годы интерьер дома, приспособленного под земскую больницу и аптеку, значительно изменился. При советской власти, когда усадьба была муниципализирована, внутреннюю планировку изменили.
Еще в начале девяностых было принято решение о рестав-рации этого особняка на Крестовой, 75. Его передали на баланс дирекции Исторического центра, которая сама планировала обосноваться в нем и открыть здесь же музей градостроительства. Специалисты провели тщательную экспертизу здания и дали свои рекомендации по реставрации. Но реставрация закончилась, так и не начавшись. Местные строители обрушили печи и внутренние конструкции. В результате «поехали» фундаменты, по стенам поползли зловещие трещины.
В городе разгорелись споры о судьбе особняка. Одни заверяли, что здание легче и дешевле разрушить и выстроить заново по образу и подобию. Другие предлагали «законсервировать» дом и найти инвестора для его реставрации. У власти рука не поднялась пустить особняк под «бульдозер». В 1994 году рыбинская фирма «Мастер-М» сковала дом металлическими стяжками, поставила на крепкие подпорки, и застыл он в этом уродливом плену на многие годы.
В 2002 году департамент имущества заключил контракт на реставрацию здания с частной строительной фирмой Наталии Кравченко. Выиграв муниципальный конкурс, инвестором в рамках проекта стала рыбинская фирма «Блиц» под руководством Эдуарда Литовского. Всего лишь десять месяцев потребовалось участникам проекта на то, чтобы сделать, казалось, невозможное. Укреплен фундамент здания, стены «усилены» дополнительным металлическим бандажом, заменены перекрытия, с исторической точностью воспроизведен великолепный фасад. Теперь здание в долевой собственности инвестора и муниципалитета. Скоро здесь разместятся офисные и торговые помещения.