На долю высшей школы бизнеса ИПК «Конверсия», созданной в середине 90-х годов для переобучения попавших под сокращение офицеров гражданским специальностям, выпала задача, за которую не взялось ни одно другое научное учреждение. Сложность ее подчеркивает даже мало кому понятное название организации, создаваемой в области, – «Транспортно-логистический, интермодальный комплекс».
Около 80 процентов международных перевозок на территории России осуществляют сейчас зарубежные фирмы. Одна из причин столь успешного завоевания этого рынка иностранными перевозчиками в том, что заказы на доставку товаров и грузов они выполняют «под ключ», используя наиболее рациональные маршруты и виды транспорта, избавляя клиентов от сложных процедур оформления таможенных и пограничных документов.
Аналог такой компании хотят создать в Ярославской области и потеснить иностранных конкурентов. Для того чтобы лучше задействовать в транспортном узле автомобилистов, речников и авиаторов, есть отличные географические предпосылки: близость столицы, пересечение магистральных железных и автомобильных дорог, порты в Ярославле и Рыбинске, аэропорт «Туношна». Сложность в том, как объединить интересы транспортных организаций, жестко конкурирующих между собой, сделать их союз прибыльным для участников комплекса, а области выгодным в плане предоставления рабочих мест и поступления налогов.
Любопытно, что объявленный администрацией области конкурс на информационное и аналитическое обеспечение программы не состоялся. Кроме «Конверсии» не нашлось научных организаций, которые рискнули бы за 2 млн. рублей взяться за создание модели ярославского транспортного узла. Исполнительный директор ИПК «Конверсия» Сергей Разумов заявил, что в работе будут принимать участие не только преподаватели института, но и студенты, для которых фрагменты разработанной программы станут дипломными проектами.