Самым спорным и интересным, на мой взгляд, в данном вернисаже оказался арт-проект «Иные». Это направление в искусстве называют по-разному – аутсайдер-арт, арт-брют, до сих пор этот феномен не получил однозначного определения. В коллекции «Иные» куратором проекта Владимиром Гавриловым (на снимке) собрано уже более тысячи работ ста художников, представляющих как российское, так и западное брутальное и маргинальное искусство.
Среди самых ярких работ – «Аварра» Владимира Шибаева. Художник «знаменит» в определенных кругах тем, что первым открыто заявил о своем сумасшествии. После долгого путешествия по психиатрическим клиникам (возможно, именно там он открыл свою обетованную землю – «Аварру») он решил, что с таким именем – Владимир – он может жить только во Владимире. Туда и отправился.
О каждом экспонате коллекции Владимир Гаврилов может говорить часами. Равно как и об авторах, по понятным причинам не присутствующих на подобных вернисажах. Вот, к примеру, «4 ассигнации по 50000 франков», нарисованные француженкой Джорджинэ Ху. Она пишет свои шедевры на туалетной бумаге, честно расплачивается ими (или пытается это сделать) в супермаркетах. Очевидно, персона она известная, ей подыгрывают. Можно принимать или не принимать всерьез эти работы, но они сейчас экспонируются в ведущих галереях современного искусства мира. Гаврилов настаивает на том, что «живопись для этих людей – в первую очередь аутотерапевтический акт и что далеко не все «иные» – пациенты психиатрических клиник».
Подобное искусство, безусловно, интересно. Но, как оказалось, не для всех. Пожилая пара, заглянувшая в зал, поспешно ретировалась к более простым и понятным экспонатам – вышивкам крестом.
– Вот это совсем другое дело, – толкнула супруга в бок старушка, – можно и очки доставать. А там – страх просто.
Чуть поодаль посетители обступили плотным кольцом Софию Ивановну Гусарову. Она – опытный автор, занимается изготовлением работ в оригинальной технике «бонсай» уже десять лет в клубе ветеранов «Учитель» Ленинского района. С удовольствием рассказывает о том, что коренья и сучки ей привозят из леса дети – самой на пороге 75-летия этим заниматься уже трудно, а уж потом она доводит природные полуфабрикаты до ума.
– Я люблю сухоцветы, но из-за астмы не могу их использовать, – сожалеет мастерица. – Вот пришлось научиться самой цветы делать. Нравится?
Зрительницам, судя по всему, нравится, и даже очень.