– Отец Серапион, чем вызван этот шаг, ведь епархия уже имеет свое духовное училище в Ростове?
– Семинария создана путем его преобразования. А вообще это акт восстановления исторической справедливости. Ярославская семинария – старейшее учебное заведение города – была закрыта в 1918 году, здания ее переданы педуниверситету. Но если в советские времена о ее воссоздании и речи не велось, то сейчас семинарии есть уже во многих епархиях, в том числе и в соседних: в Костроме, Иванове, Владимире, городах гораздо меньших по населению. И было странно, что в Ярославле ее нет. Теперь, я полагаю, Ярославль станет центром богословского образования в регионе. У нас есть замечательные преподаватели, хорошая материальная база, есть, наконец, традиции, заложенные святителями Леонтием и Дмитрием Ростовскими.
– А чем семинария отличается от училища ?
– Семинария – учреждение высшего звена, а училище – промежуточный этап в становлении профессионального религиозного образования, сегодня готовить священнослужителей в его рамках уже недостаточно. Среди нынешних семинаристов есть и несколько выпускников училища.
– Какой учебной базой вы располагаете?
– Мы занимаем два здания на Богоявленской площади, они были переданы еще Ярославскому духовному училищу, когда оно располагалось в областном центре. Здания отремонтированы, приведены в порядок. В них семинаристы учатся и живут.
– И сколько человек уже приняли?
– 22 – на дневное отделение. Есть несколько человек из Рязани, Твери, Московской области, двое с Украины и двое из Молдавии. И по Уставу семинарии все ее воспитанники обязаны проживать в общежитии, исключение могут составить только женатые люди.
– А какие экзамены пришлось сдавать поступающим?
– Русский язык, Закон Божий, Церковную историю, Церковное пение и Церковное чтение.
– Что за предметы они будут изучать?
– О, их очень много. Только на первом курсе одиннадцать. Есть богословские, библейские, литургические дисциплины, и конечно, общеобразовательные: история религий, иностранный язык, русский... В целом, нагрузка у семинаристов раза в полтора больше, чем у студентов светского вуза.
– А научной работой они смогут заниматься?
– Да, обязательно. Они будут писать курсовые работы, будут защищать дипломную работу в конце обучения. Также, надеюсь, наша семинария станет участвовать в научных конференциях, организовывать свои.
– Программа семинарии составлялась своими силами или вы брали за основу какуюто общецерковную систему высшего образования?
– Есть общецерковное понимание того, что составляет сокровищницу знаний для будущего пастыря, те предметы, которые необходимо изучать в любом случае. Что же касается конкретного плана, то в этом у нас есть свобода выбора гораздо большая, чем у светских учебных заведений. Учебный Комитет Патриархии с любовью и пониманием относится к творческим исканиям различных семинарий, и учебный план в них действительно отличается. Мы же в своем поиске пришли к осознанию того, что самый лучший опыт и традиции обучения накоплены сегодня Московской духовной семинарией, взяли за основу их.
– А преподаватели кто? Вы обошлись силами епархии или привлекли людей из светских вузов?
– Ярославская епархия имеет возможность обеспечить семинарию преподавателями на весь период обучения. У нас уже сейчас распланированы все дисциплины на пять лет и подобраны преподаватели. Даже дисциплины общеобразовательные, такие, как философия, история религии будут читать священники, но имеющие светские ученые степени, преподававшие в высшей школе. Мы, безусловно, открыты для сотрудничества со светскими преподавателями, и в дальнейшем это будет рассматриваться по мере необходимости.
– Обучение в семинарии будет бесплатным или предполагается, что комуто за учебу придется платить?
– В настоящее время мы способны сами финансировать обучение наших воспитанников.
– Отец Серапион, уточните, кто же может поступать в семинарию?
– Мужчины до 35 лет, православного вероисповедания, холостые либо женатые первым церковным браком (при том, что и супруги их состоят в первом браке), имеющие благословение правящего архиерея либо приходского священника, заверенное правящим архиереем, имеющие общее среднее образование, успешно сдавшие вступительные экзамены и прошедшие собеседование. Семинария – не место для богоискательства. Люди должны знать, куда и зачем они идут, это первое. И второе: мы готовим не богословов, а священнослужителей, и для нас важно не только образование, но и воспитание именно священнослужителей, которое тоже базируется на традициях Ярославской духовной школы.
– Не предполагается ли в будущем открытие регентского отделения или отделения катехизаторов, как это было несколько лет назад в духовном училище?
– Я полагаю, что мы сможем решать эти вопросы по мере их возникновения. При многих семинариях действительно существуют регентские или иконописные классы. И в Ярославле есть потребность в тех и других, есть и прекрасные традиции в их подготовке. Если бы Церковь обладала теми возможностями, которые были у нее до 1917 года, то мы бы смогли выделить достойное помещение для всех. Нужно бы готовить и сестер милосердия, и социальных работников, но, к сожалению, возможностей для этого пока нет.
– Но сегодня можно уже говорить о становлении в Ярославской области системы православного образования, о преемственности его? Ведь у нас есть православные гимназии, открыто теологическое отделение в педуниверситете, теперь вот и духовная семинария...
– Осталось только детский сад открыть.
– А хорошо бы...
– Пожалуйста, если найдется ктото, готовый заняться этим, и учреждение, где детсад можно разместить. Я полагаю, что мы выстраиваем непрерывную систему религиозного образования в Ярославской епархии, и это есть не только результат целенаправленной работы и попечения священноначалия, но и результат многолетних трудов людей, живших на этой земле, результат молитв родителей, которые духовно пекутся о своих чадах.