Каждому из нас хоть раз пришлось сознательно выбирать, покупать фальсифицированную продукцию или не покупать. И в большинстве случаев нас не только не смущает подделка, но даже наоборот. Мы с азартом разыскиваем на лотках дешевые пиратские диски и видеокассеты, тащим с базара недорогую китайскую технику. Не говоря уже о том, сколько народу отправляется в выходной на оптовый рынок, чтобы набить холодильник на неделю дешевыми продуктами, не заботясь о наличии у них сертификатов и ростэстовских знаков. Коалиция в защиту прав собственности как-то провела исследования среди 1200 жителей Москвы на тему «Отношение потребителей к контрафактным товарам». По результатам опроса оказалось, что только 7 процентов за последний год ни разу не столкнулись с подделками. Половина респондентов встречала контрафактную одежду и обувь, алкогольные напитки и продукты питания. Треть из них столкнулась с поддельными лекарствами, пятая часть опрошенных – с фальсифицированными табачными изделиями и товарами бытовой химии. О контрафактном компьютерном программном обеспечении скромно поведали 13 процентов участвующих в опросе. Кроме того, четверть респондентов честно признались, что сами покупали поддельный товар. Правда, значительная часть из них (76 процентов) на момент покупки не догадывались об этом. Большинство делающих сознательный выбор в пользу подделки оправдывались дороговизной подлинного аналогичного товара. Некоторые ссылались на доступность контрафакта (в киоске рядом с домом, не надо искать товар в неблизко расположенном магазине). И только 5 процентов объясняли выбор нелицензионной продукции любознательностью и нетерпением (хотели купить новинку CD или видеокассеты раньше, чем они официально появятся в продаже). И все же наш потребитель не так равнодушен к подделкам, как это может показаться на первый взгляд. Опрос показал, что его участники считают абсолютно недопустимым подделки лекарств (84 процента), продуктов питания (81), алкогольных и безалкогольных напитков (77 и 75 процентов). Зато «вполне допустимо» и, по-видимому, чем-то оправдано, по их мнению, существование подделок инструментов и автозапчастей (так думают 21 процент опрошенных), нелицензионных CD и аудио- и видеокассет (17), одежды и обуви (15 процентов). Рекорды по лояльности бьет компьютерное программное обеспечение. Его в любом виде готовы приобретать 24 процента респондентов.