Тревогу забил новый глава администрации Любимского муниципального округа Александр Кошкин. Едва приняв дела, Александр Викторович вместе со своими замами принялся осматривать вверенные владения. Выяснилось, что больница нуждается в быстром и точном диагнозе, а затем и капитальном лечении. Приглашенные в экстренном порядке эксперты тревожный диагноз подтвердили. Есть несколько причин того, что здание больницы «поплыло». Но основная – смена русла грунтовых вод при строительстве неподалеку от основного больничного корпуса инфекционного отделения, которое сдано в эксплуатацию в сентябре этого года. Видимо, замороженный на несколько лет котлован инфекционного отделения и сыграл роковую роль: грунт на территории больничного городка песчаный, и в периоды подвижки грунтовых вод вместе с ними двигалась и песчаная подушка, то есть как бы уходила почва из-под фундамента больницы.
– Если в прошлом году опущение фундамента было еще не особо заметным, то нынче из-за дождливого лета перемещение грунтовых вод оказалось более интенсивным, трещины появляются повсюду, произошел разрыв несущих стен и наружной, – говорит заместитель главы администрации по строительству и ЖКХ Равиль Хайрулин. – Более того, пошли трещины по поперечным балкам, а это могло привести к обрушению здания в одночасье.
В сентябре, во время открытия инфекционного отделения с жизнеутверждающей вывеской «Чудесная больница», глава администрации округа Александр Кошкин, стоя рядом с губернатором Анатолием Лисицыным возле парадного подъезда инфекционки, нет-нет да и поглядывал с тревогой на основной больничный корпус напротив. Во время короткой праздничной речи по поводу открытия нового отделения глава округа не удержался и грустно заметил, что, дескать, не пришлось бы закрывать просевшее здание. Впрочем, к этому времени уже была сделана экспертиза, определен масштаб работ, привлечена к ним фирма, имеющая лицензию на производство восстановительных строительных процедур в рамках выделенных небольших средств из бюджета, а также благодаря спонсорской помощи.
Ситуацию, в которой оказалась районная больница, можно назвать экстремальной. В подобном положении, условно говоря, находится больной, который нуждается в скорой помощи. Конечно, жизнь каждого отдельного человека сама по себе бесценна. Но захворавшая любимская районная больница, стоящая на страже многих десятков жизней, заслуживает сострадания вдвойне. Тридцать два врача работают здесь. Помощь пациентам оказывается по многим направлениям. Это хирургия и терапия, педиатрия и инфекционное дело, неврология, эндокринология и кардиология, акушерство и гинекология, стоматология и стоматологическая ортопедия...
С трудом удалось уговорить главного врача райбольницы Татьяну Якунину побеседовать. Идущий по сути дела капитальный ремонт вверенного учреждения для Татьяны Алексеевны – боль непроходящая, кровоточащая рана. Когда мы все же пошли с ней в обход по больнице, рассчитанной примерно на 125 коек, на лице главврача, которая отличается приветливостью и жизнерадостностью, я ни разу не увидел улыбки. Сегодня стены ЦРБ по всему периметру схвачены металлическими капканами, полы в помещениях вскрыты, в грунт заглублены на 3,5 метра металлические полые сваи, предназначенные для укрепления несущей способности поврежденного фундамента. «Хирургическую операцию» эту (хотя и в гигантских размерах) выполняет специализирующаяся на такого рода работах фирма «Техногрунт». Специалисты ее нарасхват. Многие специфические подряды она выполняла и выполняет в Ярославле. Но любимцев, учитывая аварийность ситуации, в больнице да еще в зимнее время, когда идут обострения у хроников, грунтовщики не забывают.
– Две сваи они уже затолкали в грунт, конструкция начала работать, в понедельник подрядчики обещали продолжить, – говорит замглавы Равиль Хайрулин, который чуть не ежедневно бывает в больнице.
Главный врач ЦРБ Татьяна Якунина озабочена тем, что больных (лечебный процесс здесь не прекращается ни на один день или час!) из-за ремонта приходится перемещать из одного крыла в другое, «уплотнять» лечебные палаты. Уборщицы, санитарки не выпускают мокрые тряпки из рук, не ропщут на дополнительную нагрузку. Но все равно следы капремонта повсюду.
Сейчас уже говорят о том, что помимо коварных грунтовых вод свою разрушительную роль сыграли и ошибки строителей. Исправлять огрехи двадцатилетней давности, усугубленные стихией, приходится отнюдь не малой «кровью». Миллион с хвостиком пошел на внеплановое «лечебно-ремонтное» мероприятие. Но самое печальное в том, что денег этих явно не хватит, чтобы привести больницу в божеский вид. Очень много уходит металла на стяжки. А он обходится дорого. К примеру, стоимость одной тонны металла, без которого не добиться качественного укрепления «поехавших» стен, 25 тыс. рублей. Следовательно, на 100 тысяч можно купить всего четыре тонны, которые поместятся в одном грузовике. Таких машин требуется не одна и не две. И даже не три...
А еще нужно рыть землю, сверлить стены, стягивать их крепежом, производить бетонные работы. Примерно к новому году предполагается завершить все самые неотложные аварийные работы по укреплению здания. Но это – лишь часть всех объемов. Современный больничный корпус, пусть даже районного масштаба, это вам не крохотная железнодорожная будка стрелочника. Нужно еще подрядчика найти для обширных штукатурных работ (ведь стены больницы напоминают скелет), более или менее приличного косметического ремонта.
– Мы насчет косметики пока ни с кем вопрос не обговаривали, – вздыхает Равиль Хайрулин.
Нужно еще не менее трех миллионов. Где их взять?
– Обещала помочь областная власть, – говорит замглавы администрации Любимского МО Михаил Филиппов, в курсе всех наших бед губернатор Анатолий Лисицын. Есть надежда и на земляков-предпринимателей, которые не забывают свою «малую родину».
Земляки – это и Олег Рассадкин, выделивший около миллиона рублей на газификацию города, и генеральный директор «Техуглерода» Вадим Орлов, перечисливший 160 тыс. рублей на приобретение оборудования для «скорой помощи» и более 250 тысяч на подготовку школ к новому учебному году.
Скорая финансовая помощь требуется сейчас и райбольнице. Акцию более благородную трудно даже себе представить.