Речь идет об участке между улицами 3-й Парковой, Маяковского и Охотничьей. Пустырь как пустырь. Ближайшие существующие домики (маленькие, частные) стоят по одну сторону Охотничьей улицы, а по другую, точно напротив них, предлагается поставить ряд двухэтажных, тоже небольших, новых. Дальше, оставив в нетронутом виде существующую зеленую зону, планируется еще один такой же ряд. Справа, ближе к 3-й Парковой, – еще несколько небольших новых особнячков.
Юрий Гунин, директор фирмы «Твердость», готовой взяться за строительство, пришел на встречу с жителями в помещение администрации Заволжского района. Присутствовал на ней глава администрации Валерий Мальцев, его первый зам Валентин Моисеев и другие официальные лица, за исключением главы и районного архитектора, во время обсуждения, правда, отмолчавшиеся. Диалог шел в основном между Юрием Гуниным и резко настроенным против него залом.
Опустим эмоции, демагогию и тому подобное, что всегда возникает в таких случаях и мешает разобраться в сути дела. Полезная информация выглядит так. Строители берутся привести в порядок зеленую зону. Построить два объекта соцкультбыта (аптеку, парикмахерскую или другое – по выбору жителей). Канализацию вывести далеко отсюда, протянув до улицы Стопани и предусмотрев при этом техническую возможность подключения к ней жителей существующего поселка. Снос не планируется. Подъезд к стройке Гунин готов обеспечить так, чтобы не потревожить сегодняшних жителей и не допустить разрушения существующих дорог.
– Нашим домам по Охотничьей улице по 50 лет. А если они рухнут или треснут при забивке свай?
– Мы сделаем фундаменты не на сваях, а на плитах, как делаем сейчас в других районах города.
– В какие сроки планируется строительство?
– 2006 – 2008 годы.
– Как будет решена проблема теплоснабжения? Если предполагается центральное, нельзя ли предусмотреть подключение к нему и существующего поселка?
– Тут будут индивидуальные газовые котлы. Центральное отопление не планируется.
Первый каверзный вопрос задал житель Паркового поселка Геннадий Банов:
– Фирма «Твердость» будет иметь определенные дивиденды от всего этого. А какая польза от этого нам?
– Я уже вроде все сказал.
– Нет, вы объясните, где будет у вас отметка «ноль»? Может быть, поселок наш захлебнется?
Председатель уличного комитета Ирина Демидова пояснила:
– Мы боимся, что вода в подпольях у нас поднимется еще выше, чем сейчас.
И началось. Все на разные лады повторяли одно и то же: если будет стройка – а она планируется по существу на болоте, – понадобится подсыпать грунт. Как только это произойдет, неизбежно подтопление прилегающих улиц. Гунин парировал: никакой подсыпки не предполагается. Жители кричали: «Не в воду же вы станете сажать свои новые дома». Директор «Твердости» был тверд: он будет строить на том уровне земли, какой есть. А если дома все-таки будут подняты, то не за счет подсыпки, а за счет более высоких фундаментов.
Последний аргумент стоил того, чтобы обратить на него внимание, были другие зацепки для по-настоящему серьезного разговора, но ни та, ни другая сторона как будто и не пытались понять друг друга. Каждая стояла на своем.
Никто, например, не спросил у Юрия Гунина, а сам он не сказал: дома, которые он предполагает строить, будут с подвалами или без? Если без подвалов, то ленточные, плиточные или другие фундаменты спокойно могут лежать в воде. Они на специальном цементе, и это не проблема. Если же он готовится строить дома с техническими подвалами, тогда жители правильно беспокоятся.
Любой эксперт скажет, что выход один: построить ливневку, собрать в нее воду и с территории застройки, и с уже обжитой территории. Можно хотя бы прокопать канавы, закрыв их сверху решетками. Иначе говоря, нужна вертикальная планировка всего участка – и отданного строителям, и прилегающего к нему заселенного – со всеми расчетами, определением, куда можно отвести воду и т. п.
«Все решаемо», – сказали мне в институте «Ярославгражданпроект», куда я обратилась за консультацией.
Кто-то из зала тоже упомянул про ливневки и про канавы, кажется, даже в протокол про них записали, но опять же вскользь, не отделив главное от второстепенного.
Почему-то остановились на том, что по дворам запустят анкету, дабы узнать мнение не только пришедших на собрание, но и всех заинтересованных жителей – строить или нет. Будто суть в этом. А очень разумные слова из зала, произнесенные под занавес, потонули в общем шуме. Предложение было простое: решить вопросы водопонижения в первую очередь, еще до начала строительства.
– Иначе ни строительства, ни нормальных отношений между вами и нами не получится.
Не услышали.
Правда, напоследок после пикировки, шедшей преимущественно на повышенных тонах, будто извинившись за все, одна из присутствующих призналась:
– Почему мы пришли сюда такие злые? Потому что мусор у нас везде, дороги все разбиты, зимой трактор снег не чистит. А тут еще грозит неизвестно что...