Икона была написана в XIX веке одной из сестер Серафимо-Понетаевского монастыря в Нижегородской губернии и прославилась многими чудесами, в том числе и исцелениями. Рассказывают, что особую помощь получали от нее те, кто страдал глазными, нервными и ревматическими заболеваниями. Помолиться у этого чудотворного образа съезжались православные со всей России, делались и многочисленные списки с нее.
Один из них – старинного письма – увидел уже в наши дни в антикварном магазине Саранска путешествовавший на Афон, в Грецию, иеромонах. Денег на выкуп иконы у него не было, но они вдруг появились самым неожиданным путем. Он приобрел образ, а вскоре икона замироточила.
Говорят, в отдельные дни благодатное миро буквально покрывает ее. Следы этого вещества, обычно напоминающего маслянистую жидкость, видны, что называется, невооруженным глазом: на всем покрове Богородицы темные влажные пятна или ручейки. К тому же миро благоухает, и тоже – то сильнее, то слабее. Монахини с Толги утверждают, что запах этот напоминает фруктовый, определить точнее никто не берется. Чудо ведь потому и чудо, что по полочкам его не разложишь.
На рубеже XX – XXI веков в России замироточило и даже закровоточило множество икон – Спасителя, Божией Матери, святых. Причем чудеса такие являют не только старинные образа, писанные на дереве и находящиеся в храмах, но и самые простые домашние иконки, изготовленные типографским способом. Что стоит за всем этим? Люди верующие считают – знамение времени: утерянная нами связь с прошлым или с Вечностью, которую и олицетворяет собой Вера. Обретать ли ее, а значит, и возможность поверить и приобщиться к чуду – каждый решает для себя сам.
Пробудет серафимо-понетаевская икона в Толге до декабря. А потом отправится в Астрахань, где строится храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Благословил ее пребывание там старец отец Николай (Гурьянов).