ДТП
В последний вечер октября он, оседлав велосипед, рванул от дома в сторону Даниловской улицы, чтобы закрыть на замок дверь в старой квартире. Мама, Галина Анатольевна, отговаривала сына: «Не езди, Саня, поздно уже, завтра закроешь, не к спеху». Но Саша – человек обязательный.
В тот день в Пошехонье выпал первый снег. Все произошло на въезде в город. Саша не доехал до автозаправки метров двести, когда из рваного полога метели прямо перед ним появился красный «жигуль». Столкновение было настолько сильным, что искореженный велосипед отскочил на противоположную сторону. Помятая ударом «восьмерка» умчалась. Изуродованное Сашино тело вскоре обнаружил на дороге пошехонец Владимир Гаврилов, ехавший мимо на своей машине, и помчался на заправку, чтобы вызвать «скорую».
Мальчика доставили в пошехонскую больницу. Как сообщил газете заместитель главного врача Виктор Кузьмин, его привезли в крайне тяжелом состоянии, с серьезными переломами бедер, ключицы, предплечья, грудной клетки, с разорванными легкими, черепно-мозговой травмой. Саша потерял очень много крови, был в коме. Около двух часов Виктор Кузьмин, анестезиолог Иван Чернов и дежурный врач Галина Шаронова пытались удержать висевшую на волоске жизнь. Все это время убитые горем родители ждали внизу вестей из реанимации.
Саша
Появление на свет маленького человечка стало настоящим чудом в семье Быковых. Саня родился через пятнадцать лет после своего старшего брата Володи, когда их мама была уже в солидном возрасте. Галина Анатольевна удивлялась, сколько нежности и заботы доставалось младшему от взрослеющего Володи, радовалась тому, как, вооружившись паяльником или отверткой, упорно пыхтел сынишка на своих первых уроках техники, преподанных отцом – радиомастером.
Однажды она отвела Саню в музыкальную школу на занятия по классу гитары. А он их и бросил. Но потом вернулся – сам! Да так серьезно взялся за уроки музыки, что за год одолел двухлетнюю программу.
Веселый, общительный, Саша играл в инструментальном ансамбле в местном клубе, вместе с друзьями «творил» школьные праздники, был просто душой компании.
Была у него и другая страсть – математика. Уже в восьмом он перешел в математическую школу, успешно штурмовал олимпиады. По мнению учителей, Саша был сильным учеником, его познания выходили далеко за пределы школьной программы. Санина душа была нараспашку, ему нравилось общаться...
Увлекался компьютером. Сначала в кружке занимался, потом в компьютерном центре при отделе образования. В их классе были два отличных компьютерщика, как говорят, от Бога. Остался один – Санин друг Дима Семенов.
...Около полуночи в воскресенье усталые врачи спустились на первый этаж, чтобы сообщить родителям – Саша умер, не приходя в сознание.
Утром следующего дня у Ларисы Рябковой, бывшего классного руководителя Саши, собрался весь класс. Ребята были потрясены. «Что же теперь делать, как дальше жить?» – спрашивали они.
– Что я могла им ответить? – рассказывала Лариса Петровна. – Что такая вот жизнь, суровая и страшная. И нужно быть еще дружнее, внимательнее друг к другу, нужно прожить в память Саши и его жизнь, поддерживать его родителей, делить с ними беду и радость.
Лихач
За рулем красной «восьмеры», которая сбила мальчика, был Александр Зенкин, глава Вощиковской сельской администрации. Как сообщил следователь Пошехонского РОВД Николай Николаев, по предварительным данным, он управлял машиной в нетрезвом состоянии.
– Я видела искореженный Сашин велосипед, его перчатки на дороге и какие-то осколки на правой стороне проезжей части, – рассказывает Галина Анатольевна Быкова. – Мне предложили сесть в машину ГАИ, где уже сидел Зенкин. От него разило спиртным.
Их вместе привезли в больницу, «трубка», в которую дул Зенкин, показала «выхлоп». Сашины родные, да, пожалуй, и весь город обвиняют Зенкина и в том, что тот уехал с места ДТП, не оказав мальчику помощь. Не вызвал «скорую», хотя рядом была заправка с телефоном, а в машине – мобильник.
– Это сейчас мы знаем, что Саше уже нельзя было помочь, но тогда Зенкин должен был сделать то, что сделал бы на его месте любой порядочный человек, – сказала Галина Анатольевна.
– Я бы пока не стал столь категорично заявлять, что Зенкин скрылся с места ДТП. Он не прятался, да и не спрячешься в нашем Пошехонье... – говорит следователь майор милиции Николай Николаев. – Сбив велосипедиста, он проехал вперед еще метров три-ста – к шиномонтажу, где работали его знакомые, и сообщил им о случившемся, что подтверждено проверкой. Здесь его и задержали. Детали происшествия еще предстоит установить, хотя картина, в общем, ясна. Возбуждено уголовное дело по статье 264 части 2 УК РФ – нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, по-влекшее по неосторожности смерть человека. Санкции серьезные – лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
В следственном отделе мне сообщили, что Александр Зенкин не признает себя виновным. Утверждает, что управлял машиной совершенно трезвый, а выпил уже после того, как понял, что случилось.
Кто же он, Зенкин? В свое время был председателем одного из сельсоветов в Рыбин-ском районе, потом руководил колхозом «Прилив» Пошехон-ского района, был фермером и уже лет около пятнадцати – на посту главы Вощиковского сельского округа. Никто из тех, с кем я разговаривала в Пошехонье, не сказал о нем плохого слова. Единственный негатив – было время, когда пристрастился к горькой. Но последние три года напрочь отказался от спиртного. А когда после пожара в Вощикове открывали новую школу и с внушительными подарками приехали губернатор и глава района, Зенкин достал из своего подпола целый улей со спящими пчелами и подарил его школе. К его дару вощиковцы отнеслись с большим уважением, а в школе теперь своя маленькая пасека.
Об этом рассказывал мне глава района Виктор Иванович Барсуков. И добавил:
– Не святой, как говорят, да мало кто умеет так ладить с людьми, как Зенкин. Не хам, не чинуша. Не знаю, почему сорвался человек, зачем сел нетрезвым за руль.
Виновным себя не считаю
Я отправилась в Вощиково, не предупреждая Зенкина о своем визите – боялась, что уедет куда-нибудь специально. Глава оказался на месте. Сразу сказал, что не хочет говорить на эту тему – слишком тяжело, «я ведь тоже живой человек». Но все же мы разговорились.
– Все понимаю. Убил человека. Парня не вернешь. Но я готов платить любые деньги, чтобы хоть как-то возместить семье Быковых потерю сына. Если нужно, оплачу лечение родителям. Уже посылал к ним для переговоров своего представителя, чтобы это все сказать. Почему сам не сказал? Не сейчас. Не смогу взглянуть в глаза Сашиной матери. И все равно виновным себя не признаю. Я не видел велосипедиста на дороге, он выскочил из-за встречной машины прямо под колеса. И я уже ничего не мог сделать. Нетрезвый, говорите? Неправда. Я был трезвый, когда все случилось, я выскочил из машины, увидел лежащего мальчика и сразу поехал к шиномонтажу, а там ребятам сказал: такое дело, звоните скорей. А выпил уже потом.
Галина Анатольевна, выслушав представителя Зенкина, от помощи отказалась. Опоздала помощь! Очень многие в Пошехонье поддержали семью, помогли с организацией и оплатой похорон, поминок. Быковы надеются, что дело будет передано в суд, там и пойдет разговор о возмещении. Город свой вердикт уже вынес.