На первом этаже палубы специалист Татьяна Алексеевна Гусарова всем желающим охотно делала экспресс-диагностику сердца на аппарате «Кардиовизор-6С». Всего несколько минут, и у вас в руках – картинка вашего сердца. Сделала и я – на цветной распечатке мое сердце зеленого цвета, что означает, что оно полностью здорово.
К сожалению, не всем так везет, как мне.
В огромную очередь к кардиологу на втором этаже выстроились мамы с детишками. Длинный коридор был полон. Кто-то из ребят читал книжки, один мальчик разгадывал кроссворд, некоторые капризничали.
– Да что это такое! – возмущалась одна мама. – Мы уже три часа тут стоим, дети уж не могут терпеть.
– Ну подождите еще немного, – увещевала родителей врач. – Народу много, надо потерпеть. Сейчас просто малышей из стационара привезли, вот очередь и нарушилась...
Из кабинета вышла молодая мама с крохой в розовом пушистом комбинезончике. У трехмесячной Насти – два врожденных порока сердца.
– В диагностическом центре нам сказали: прослушиваются шумы в сердце, – рассказывает папа девочки. – Мы состоим на учете в больнице НПЗ, оттуда получили направление на консультацию сюда. Сейчас дочку посмотрели и записали на операцию через полтора месяца в Московский кардиологический центр, операция бесплатная.
А вот пятилетнему Егорке операцию на сердце делали там же три года назад. У него тоже был порок сердца.
– Департамент здравоохранения поставил нас в очередь на операцию, но мы ждать не стали. Поехали в Москву и заплатили 42 тысячи рублей, – говорит его мама Светлана. – Но наша операция – одна из самых дешевых. Там люди и по сто, и по двести тысяч платили.
Теперь у Егорки все хорошо (тьфу-тьфу-тьфу), но каждые полгода надо проверяться у специалистов. Собственно, с этой целью Светлана и привела сына на теплоход. Однако их очередь еще не подошла. В ожидании приема мальчик облазал всю палубу, сырую от дождя, и промочил ноги, за что получил нагоняй от мамы.
У кабинетов сурдолога и лор-врача тоже толпились люди. На прием к этим специалистам целенаправленно приехала группа из Рыбинска.
– Если честно, то я хорошо знаю своих пациентов, – сказала Елена Кокорева, областной детский сурдолог. – Какие у них заболевания и как они будут потом прогрессировать... И консультации эти, по большому счету, им ни к чему... Поэтому многие мои пациенты даже отказались ехать на теплоход – мол, нам и так все ясно.
Но некоторые цепляются за малейшую возможность. Мама девятилетней Насти надеется, что московские специалисты подадут надежду – предложат операцию, помогут вернуть девочке слух. Хотя бы частично. А там восстановится и речь – сейчас Настя почти не говорит, только издает нечленораздельные звуки. Сидит на стульчике у кабинета и четырехлетний Дима. Он родился без ушных раковин, но слышит на пятьдесят процентов...
– Это редкая аномалия? – спрашиваю я у Елены Вячеславовны.
– К сожалению, сейчас она встречается все чаще. Наверное, это связано с экологией, с повальной компьютеризацией... не знаю...
В принципе подобным больным делают операции, выражаясь простым языком, «когда дразнить начнут», но родители мальчика обеспокоены. Они ждут – каков будет прогноз приезжих врачей. Но нового те ничего им не сказали – операция нужна через некоторое время...
Уже на берегу я повстречала мужчину с маленьким мальчиком – они рассматривали суда на пристани. Оказалось, тоже рыбинцы. Пятилетний Сережа уже побывал в кабинете у лора. У мальчика аденоиды – ему трудно дышать, особенно по ночам, а еще он часто болеет простудными заболеваниями – наглотается холодного воздуха.
– Ну, от московского доктора мы услышали то же, что нам и наш лечащий говорит: срочно надо делать операцию, – рассказывает дедушка ребенка Владимир Анатольевич. – Мы чуть подзатянули – но потому, что ожидали прохладного времени года. Если честно, я ожидал, что внука обследуют на новейшем оборудовании, будет какая-то комиссия врачей... Но оказалось все обычно – визуальное обследование, и никакой новой информации. Что же – будем делать операцию у себя, в Рыбинске.
Было уже заполдень, но на теплоходе оставалось еще много народу. Работы врачам – невпроворот. Да и родителям с детьми – томительное ожидание. Стоит ли оно полученного результата – каждый решает сам.
Между тем посчитали мы тут на досуге с коллегами, в какую сумму для федерального бюджета обошелся этот вояж москвичей по городам России. Получилась у нас просто астрономическая сумма! Дело в том, что в пути докторов сопровождают известные артисты, которые тоже не сидят без дела. И подумалось нам: может быть, было бы лучше для регионов, чтобы москвичи не на теплоходе к нам приехали, а деньги в местные бюджеты перечислили на закупку нового медоборудования. Доктора у нас и в Ярославле есть очень хорошие, но зачастую кроме аппарата УЗИ и фонендоскопа у них под руками ничего нет.