Напомним, что взрыв прогремел при проведении ремонтных работ по замене задвижки на газовом колодце в тот момент, когда в нем находились люди. В огне погибли двое слесарей службы «Яргазсервис» – Сергей Власов и Владимир Кнышев. Третий член брига-ды ремонтников – мастер Юрий Масленников, находившийся наверху, был доставлен в ожоговое отделение Соловьевской больницы.
Изучая обстоятельства трагической гибели людей, сотрудники Ростехнадзора отработали все возможные версии случившегося. По словам председателя комиссии Владимира Криворотова, газ при замене задвижки в колодце не был перекрыт. Но это в принципе не противоречит правилам техники безопасности: работа в таких условиях допускается, но при постоянном контроле за уровнем концентрации газа. Для чего у ремонтников имеется специальный счетчик. Если достигается предельная норма, работы прекращаются, и возобновить их можно лишь после перекрытия трубопровода. Но спускаться в колодец слесари тем не менее должны в противогазах и спасательных поясах, чтобы в случае ЧП людей можно было быстро поднять на поверхность. В данной ситуации эти условия соблюдены не были, и взрыв произошел не только в воздухе, но и в легких рабочих – они к этому моменту уже надышались газом.
Что касается самих причин воспламенения, то версии выдвигались от бытовых до курьезных. Так, например, повлечь возгорание теоретически мог даже разряд статического электричества от одежды. Но, как выяснила комиссия, «синтетики» на рабочих не было.
Проверялся вариант и с сотовыми телефонами, которые были в карманах у обоих слесарей во время работы в колодце. По правилам эксплуатации их надлежит отключать даже на автозаправочных станциях. А для использования на взрывоопасных участках, например на химическом предприятии, следует приобретать аппараты, имеющие специальные степени защиты. Впрочем, и эта версия оказалась несостоятельной. Судя по предоставленной операторами сотовой связи распечатке, звонков на номера ремонтников, пока они находились под землей, не поступало.
Еще одна версия, что искрообразование произошло от резкого соприкосновения металлических предметов, в ходе расследования также отпала. Задвижку к моменту взрыва уже установили на место. Если бы искру дала она, то огонь вспыхнул бы раньше. Ключами же слесари воспользоваться еще не успели: болты не были закручены.
Не подтвердился и сугубо технологический вариант, что газ воспламенился под воздействием разницы потенциалов электрохимической защиты, на которую влияет работа соответствующих станций. Все четыре станции, расположенные в этом районе, в момент проведения ремонтных работ были отключены.
В итоге комиссия пришла к выводу, что причиной трагедии мог стать только внешний фактор: спичка, петарда, окурок... И скорее всего, это непотушенная сигарета, брошенная кем-то из жильцов соседнего дома.
– Об этом свидетельствуют и очевидцы, которые утверждают, что огонь возник сверху, а не вырвался из-под земли, – подчеркнул Владимир Криворотов. – Колодец расположен в двадцати метрах от многоэтажки. К нему никто не приближался. Пока велись работы, газ медленно распространялся в воздухе, образовав как бы облако. Точное его количество, вышедшее из колодца, подсчитать не представляется возможным. В этом нам не смогли помочь даже профессора технического университета, куда мы обращались за помощью.
Сейчас материалы работы комиссии переданы в прокуратуру Красноперекопского района. Возбуждено дело по факту взрыва и гибели людей. Как сообщил прокурор района Дмитрий Рубцов, следствию предстоит провести еще не одну экспертизу и опросить не только сотрудников «Яргазсервиса», находившихся на месте событий, но и жильцов дома. Лишь тогда стоит делать выводы.
Пострадавший во время взрыва мастер бригады Юрий Масленников на прошлой неделе был переведен на амбулаторное лечение. Заведующий ожоговым отделением больницы имени Соловьева Виктор Березин заверил, что с субботы или понедельника он уже сможет приступить к работе, обожженные кисти рук зажили.