Чего только не видят на дне матушки Волги водолазы Рыбинского района гидротехнических сооружений, когда чистят водные пути, исследуют дно, осматривают суда и причалы! Якоря и цепи с затонувших судов, рыбацкие снасти, пешни, ломы, не редкость легковушки и снегоходы – жертвы опасного льда. А недавний очередной рейд обернулся настоящим сюрпризом – впервые на волжском дне в районе городской черты подводники обнаружили затопленное судно, которое находилось под водой почти 70 лет. Предположительно катер относится к тем временам, когда в Рыбинске строили ГЭС.
Водолаз Сергей Сергиенко рассказал: «На катер наткнулись случайно. Посмотрели по биркам – в 1936 году построено судно. По своим каналам проверили, оказалось, что этот катер принадлежал Волгострою». Подводники установили, что в носовой части судна располагался большой отсек, но его назначение пока неясно. До сих пор водолазы не знают, есть ли на судне двигатель. Корабль лежит на глубине десять метров и утопает в толще песка, высота борта, заросшего ракушками, около двух метров. А чтобы ответить на все вопросы, нужно выбрать со дна шестьдесят кубов грунта. На кадрах подводной видеосъемки различимы якорь и балер – привод руля, кнехты, к которым крепятся на судах тросы. По тому, как сделаны кнехты, специалисты могут определить, где и когда построен корабль. Предполагают, что таких катеров, как этот, в 30-х годах выпустили единицы.
Впрочем, водолазы отыскали на волжском дне и другие «вещдоки» времен Волголага. Среди них – вагонетка, которая использовалась при строительстве шлюза, на ней перевозили репрессированных. Как нам сказали старшина водолазной станции № 2 Дмитрий Малков и водолаз Сергей Сергиенко, они с удовольствием бы по-участвовали в операции по подъему со дна уникальных находок, чтобы сохранить их для истории Отечества. Если, конечно, найдутся неравнодушные к ней люди и необходимые средства.