Аркадий Семенович Ч., г. Ростов.
На вопрос читателя по просьбе редакции отвечает заместитель директора департамента ЖКХ и инфраструктуры администрации Ярославской области Любовь Алексеевна НАУМКИНА:
– Право распоряжаться бюджетными средствами, выделяемыми в настоящее время на дотирование жилищно-коммунального хозяйства, должно быть передано от предприятий отрасли населению, которое непосредственно оплачивает предоставляемые услуги. Такова основная идея экономической реформы, предусмотренной подпрограммой «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы. Соответствующие меры предусмотрены и в Ярославской области региональной и муниципальными программами реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса.
Привлечь население к контролю за расходованием причитающихся ему сумм адресной целевой соцпомощи можно посредством открытия персонифицированных социальных счетов граждан. Этими программными документами переход к системе персонифицированных счетов установлен на 2004 – 2005 годы.
Персонифицированный социальный счет – это открываемый вновь или указанный по желанию гражданина уже открытый им лицевой счет в банковском учреждении либо муниципальном казначействе, на который и будут перечисляться средства из бюджета. На первом этапе, как предусмотрено федеральными нормативными документами, это должны быть назначенные гражданину субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. В дальнейшем предполагается перечислять на эти счета все виды социальной помощи государства, включая льготы по оплате как жилищно-коммунальных, так и ряда других услуг.
В настоящее время субсидии предоставляются гражданам путем уменьшения суммы платежа за жилищно-коммунальные услуги, то есть они не получают эти суммы и не распоряжаются ими. При открытии персонифицированного социального счета субсидия будет перечисляться на этот счет и может быть предоставлена как безналичным путем, так и наличными, «живыми» деньгами.
При переходе к персонифицированным социальным счетам коренным образом меняется система ответственности. Местный бюджет будет отвечать за свое-временное и полное предоставление средств не перед организациями и предприятиями ЖКХ, а непосредственно перед гражданами – получателями субсидий. А граждане будут отвечать за своевременную и полную оплату потребляемых жилищно-коммунальных услуг перед органами, принявшими решение о предоставлении субсидии. Это одно из условий субсидирования, при невыполнении которого предоставление и перечисление субсидии на персонифицированный счет прекращается.
Такой подход должен улучшить финансовое положение коммунальных предприятий и в конечном итоге привести к росту объемов и повышению качества оказываемых услуг. При этом зависимость организаций и предприятий ЖКХ от бюджетного финансирования снизится, если, конечно, адресная бюджетная помощь нуждающимся будет предоставляться полностью и своевременно. Повысится прозрачность расходования бюджетных средств.
Кроме того, средства жилищных субсидий после зачисления их на персонифицированные социальные счета становятся собственными средствами граждан. Банк осуществляет операции с этими средствами исключительно по поручению владельцев социальных счетов, и на поступившую на счет сумму субсидий также начисляется банковский процент. При этом в случае своевременной и полной оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг за счет иных собственных источников (заработной платы, пенсий, пособий и др.) средства субсидий могут использоваться ими по их усмотрению.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 490 от 01.07.2002 эксперимент по внедрению системы персонифицированных социальных счетов граждан проводился в 2002 – 2003 годах в 19 регионах России. Однако к концу минувшего года такие счета были открыты всего в 9 регионах. При этом в полной мере эксперимент был реализован только в республиках Татарстан, Башкортостан, Чувашия и областях Нижегородской, Ростовской и Тюменской. О каких-либо результатах эксперимента говорить пока преждевременно. Создана лишь определенная нормативная база и выработан механизм перевода на персонифицированные счета субсидий, предоставляемых для оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Тем не менее Ярославская область тоже подключилась к процессу перехода на персонифицированные социальные счета. Начата и в значительной мере проведена большая подготовительная работа. Специалисты нашего департамента выезжали в Нижегородскую область. Наработанные там нормативные документы изучены и доведены до всех муниципальных округов. Разработан примерный план мероприятий по переходу на персонифицированные счета в Ярославской области, который в настоящее время и реализуется в ряде МО.
Полностью завершена подготовительная работа в Пошехон-ском муниципальном округе. Здесь уже с 1 января 2004 года открываются персонифицированные социальные счета граждан и производится зачисление на эти счета средств жилищных субсидий. Перечисление средств субсидий осуществляется до начала оплаты жилищно-коммунальных услуг, то есть до получения гражданином квитанции по оплате услуг. При этом получатели могут снимать со своих банковских персонифицированных счетов средства субсидий наличными деньгами. Если кто-то по состоянию здоровья, по возрасту, из-за территориальной недоступности (в удаленных населенных пунктах) или иным причинам не имеет возможности самостоятельно открывать и пользоваться персонифицированным социальным счетом, то гражданин вправе, заключив договор с банком, поручить осуществление операций от его имени социальному работнику или другому лицу на основании нотариально заверенной доверенности.
Анализ проведенной в Пошехонье работы еще предстоит сделать. Тем не менее уже сейчас ясно, что эксперимент получит свое развитие. В дальнейшем представляется целесообразным переводить на персонифицированные социальные счета те денежные выплаты, которые будут вводиться вместо льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных федеральными законами. Замену льгот по оплате жилья и коммунальных услуг денежными выплатами планируется, как известно, осуществить в 2006 году.
От редакции. Из всего изложенного следует, что жителям Ярославской области можно надеяться на постепенное, а значит, относительно безболезненное вхождение в самую волнующую из реформ последних лет, связанную с «монетизацией» жилищных льгот (заменой их денежными выплатами). За оставшееся до объявленного срока время можно успеть решить проблемы, которые наверняка возникнут. Но и вопросы у читателей еще будут появляться. Мы постараемся с помощью компетентных специалистов подробно ответить на них. Так что тему считать закрытой не будем.