«Стоит в поле теремок, он не низок – не высок... Кто в тереме живет?» А живут в импровизированном чудо-тереме, напоминающем гигантскую теплицу, не сказочные персонажи-зверушки, а вполне реальные 13 – 15-летние ростовские мальчишки и их старшие товарищи – педагог центра внешкольной работы Сергей Актаев с другом Юрием Саранцевым. Здесь, на самом берегу озера Неро, полгода назад была заложена историческая верфь. До спуска на воду первого детища корабелов-ростовчан – древнерусской ладьи (хотя правильнее, с исторической точки зрения, было бы говорить «лодии») остаются считанные дни.
Вся жизнь Сергея Актаева связана с кораблями: родился на Азовском море, помогал рыбакам строить лодки, позднее увлекся судомоделизмом. Как это нередко случается, детское увлечение стало делом всей жизни. Сергей участвовал в строительстве знаменитого российского фрегата «Штандарт», строил копию француз-ского судна, отвоеванного Нельсоном в Трафальгарском сражении...
А вот Юрий Саранцев, друг Сергея Геннадьевича, хоть и прожил все свои 33 года на берегу озера Неро, ни о кораблях, ни о дальних плаваниях никогда не помышлял. Профессии у него были хоть и разнообразные, но вполне земные – от бармена-официанта до парикмахера-стилиста. Но, как оказалось, до случая.
Поехал как-то Юра к другу Сергею в Петербург погостить, а тот день-деньской на верфи пропадал – строили тот самый петровский «Штандарт». Незаметно для себя и Юрий втянулся в это дело. А потом Сергей нанес ответный визит другу Юре – из Питера, стало быть, в Ростов. Гуляли приятели по берегу озера, беседовали «за жизнь».
– Есть у меня одна бредовая идея, – сказал вдруг Юрий, – построить копию древнерусской ладьи.
– А что же тут бредового? – возразил ему Сергей. – Помозговать надо.
Это только сказка долго сказывается. А дело, когда новая идея прочно засела в голове, быстро делается. Вскоре Сергей Актаев разработал технические чертежи, а на берегу Неро в одночасье возник тот самый крытый полиэтиленом импровизированный теремок. Первая на Ярославской земле историческая верфь была заложена.
Детище ростовских корабелов – не точная копия древнерусской ладьи. Даже в древности суда отличались друг от друга. Хотя я немного понимаю в этом мудреном деле, но внешне наша ладья очень напоминает драккар викингов.
– А оттуда к нам и пришла эта форма, – подтверждает мою гипотезу Юрий Саранцев.
Современная ладья максимально приближена к историческому оригиналу. Материал на корпус пошел местный – ель, сосна. Точно так же строили и в древности – из той древесины, что рядом росла. Привозить за тридевять земель дорогостоящую доску никому в голову не приходило. А вот разные необходимые для строительства «мелочи» собирали по всей стране. Латунные саморезы (не покрытые латунью, а из чистого металла) прибыли из Петербурга, куда в свою очередь были доставлены по спецзаказу из Финляндии. Медными клепками – 50 килограммов, шесть с половиной тысяч штук – разжились в Москве, некие шпильки (для чего они – знают только специалисты) делали корабелам опять же по заказу из нержавейки...
– В нашей ладье не должна ржаветь ни одна деталь, – объясняет такую дотошность в выборе материалов Юрий Саранцев, один из пяти владельцев корабля, – а то проржавеет какой-нибудь гвоздик, и дерево начнет вокруг него крошиться.
Они – владельцы – в основном и трудятся на строитель-стве. На подсобных работах с удовольствием крутится местная детвора. Рома учится в ростовском училище на столяра. В июне на ладье проходил практику. Дело ему так приглянулось, что в июле работает уже по собственному почину. Мы его застали за весьма трудоемким занятием: Роман высверливал сучки из уже готового корпуса корабля, забивал в дыры специальные деревянные чурбачки – чопы. Потом все это будет шлифоваться, полироваться...
– И смолить будете?
– Нет, покроем несколькими слоями специальной краски.
Диме, другому помощнику, с которым довелось познакомиться, – почти четырнадцать. Ему доверяют пылесосить стружку, подносить нужный инструмент. Но в первом походе ему место уже обеспечено.
– Все, кто нам помогал, обязательно пойдут с нами в первое плавание, – заверяет руководитель.
– А ты, Дима, когда-нибудь на лодках по Неро ходил? – спрашиваю у шустрого подростка.
Оказывается, нет, только на катере с мотором плавал. Весла в руках никогда не дер-жал, но это дело поправимое. Поскольку до спуска на воду ладьи еще время есть, Дима заверяет нас, что прямо с завтрашнего дня начнет тренироваться.
Ладья – парусно-гребное плоскодонное судно. Передвигаться по воде может и с помощью паруса (восьмиметровая мачта уже готова, осталось сшить парус – 5 на 7 метров – из самого высококачественного капрона), и на веслах. Их шесть пар, три-четыре метра длиной каждое, диаметром около десяти сантиметров.
– Это кто же такую махину сможет с места сдвинуть?
– Было бы на чем плыть, а энтузиасты всегда найдутся.
Это точно. Строительство ладьи уже собрало вместе весьма солидную компанию спонсоров, предпринимателей, профессионалов-корабелов, туристов-байдарочников... художников. Резную деревянную голову коня, которая украшает нос ладьи (см. снимок на 1-й странице), делал скульптор – резчик по дереву Анатолий Асанов. Большие панно из дерева, которые в скором времени займут свое место на транце (вертикально обрезанной корме судна), резал Александр Коченков. Они же возьмут на себя и финальное декорирование ладьи. На одном борту будут изображены злые духи (их символизируют русалка и дракон), на другом – «мужичок с трезубцем» (так назвал этого персонажа Юрий Саранцев) верхом на льве.
– А этот мужичок случайно не бог Посейдон?
– Очень может быть, я как-то не задумывался.
Вокруг каждого отверстия, в которое вставляется весло – «клюзы» называется, – будут прикреплены резные забавные фигурки медвежат. А прямой квадратный парус украсит изображение солнца и надпись «Град Ростов».
Кроме добрых духов хранить ладью в дальних и ближних странствиях будет и покровитель всех мореплавателей – святой Николай Чудотворец. Небольшая иконка с его ликом после освящения украшает корму ладьи изнутри.
Свое судно ростовские корабелы назвали «Князь Василько». В честь народного героя, ростовского князя Василько (с ударением на букву «и») Константиновича, потомка Ярослава Мудрого. Жил он в начале XIII века, погиб во время татаро-монгольского нашествия. Истории известен факт, что в детстве княжич Василько ходил через озеро Неро по реке Гда на ладье («пра-пра-пра... бабушке» той, которую сегодня возрождают к жизни ростовчане) к былинному богатырю Алеше Поповичу, который подарил ему свой богатырский меч.
В последнее воскресенье августа – на День города Ростова – корабелы предполагают спустить свою ладью на воду.
– И шампанское разбивать о борт будете?
– Обязательно, все как положено.
– А раньше, в XIII веке, когда шампанского не было, как корабелы «обмывали» новое судно?
– Я так думаю, что тоже какой-нибудь кувшин с брагой или медовухой разбивали.
Эта почетная миссия – окропить новое судно благородным напитком – уже доверена «крестной маме» ладьи, владелице парикмахерской «Ретро» Татьяне Хауновой.
– А как же быть с тем поверьем, что женщины на корабле – к несчастью?
– Во-первых, мы ни в каких черных кошек и трубочистов не верим, – отвечает Юрий. – Во-вторых, бутылку-то будут с берега запускать. А вообще-то, если в дальний поход идти, к примеру, без повара нам не обойтись. И кто готовит лучше женщин?
Про дальний поход Юрий обмолвился не случайно. Кроме увеселительных прогулок по озеру планируют ростовчане пройти «Шелковым путем», с заходом в приволжские города. Вот только пока не решили, каким образом они будут преодолевать дамбы, коих на одной речке Вексе целых две.
– Раньше волоком проходили такие места. А нам, наверное, кран понадобится.
Да, что-то сомнения меня берут, глядя на огромную ладью водоизмещением восемь тонн, что ее можно хоть сколько-нибудь проволочь посуху. И байдарку (в ней и веса-то килограммов 30) надумаешься перетащить через дамбу! Но это – дело будущего. Уж если додумались, как построить такую чудо-ладью, то транспортировать ее – для мастеровых умельцев не проблема. К слову, задумываются владельцы «Князя Василько» и о заграничных гастролях – катать туристов ведь можно не только по озеру Неро, но и по Адриатике, например.
– А если поступят предложения о продаже? – интересуюсь я.
– Пока это обсуждать рано, но если дадут хорошую цену – почему бы не продать? А на вырученные деньги еще пять каких-нибудь исторических судов по-строить, – здраво рассуждает Юрий Саранцев.
Кстати, борт о борт с громадиной-ладьей притулилось еще одно судно. Детвора из подросткового клуба «Парус», которым руководит Сергей Актаев, строит лодку североамериканских рыбаков. Она уже почти готова (осталось установить мачту и прикрепить косой парус), и спуск ее на воду взрослые корабелы планируют приурочить к презентации ладьи.
...Совсем скоро еще одна, казалось бы, несбыточная мечта станет реальностью. Историческая флотилия (а ведь два судна – это уже флот, хоть и небольшой) заживет своей, отдельной от корабельных страстей и заморочек жизнью.
Но почему-то мне кажется, что корабельному плотнику, чья внушительная, коренастая, мастерски вырезанная из дерева фигура встречает каждого гостя верфи, недолго придется скучать в одиночестве. Наверняка придет в голову Сергею Актаеву и Юрию Саранцеву в голову очередная безумная идея, за реализацией которой, как мы уже убедились, дело не станет. А там, глядишь, и вольется в ряды первой ярославской исторической флотилии какой-нибудь «Летучий голландец».