Вся проблема в том, что кетамин – почти единственный пригодный для наркоза препарат – относится к числу психотропных веществ. Минсельхоз еще в 1998 году не включил его в перечень препаратов, разрешенных в ветеринарии. Но все это время, пока сотрудники силовых ведомств смотрели сквозь пальцы, ветеринары на свой страх и риск делали операции. А вот сейчас, когда сотрудники Госнаркоконтроля вплотную занялись этим вопросом, оперативное вмешательство стало невозможным.
В Москве уже возбуждено несколько уголовных дел против ветеринаров. Все они обвиняются в контрабанде наркотических веществ. Ярославские лекари говорят, что у них проверок еще не проводилось, но операции после московских событий они вынуждены были прекратить.
– Если речь идет о полостной – внутренней – операции, мы отказываем, – говорит заведующая ярославской участковой ветлечебницей № 2 Елена Алексеевна Бекенева. – Кетамин – единственный препарат, необходимый по силе действия для наркоза. Все импортные аналоги предполагаются к использованию вместе с кетамином, иначе операция становится очень болезненной для животных. Непонятно, в чем проблема? Ведь нам же этот препарат не будет отпускаться в тех масштабах, что у дверей лечебницы выстроится очередь наркоманов. А так в экстренных случаях остается один выход – усыплять животное.
Минсельхоз под нажимом общественности в январе все же разрешил использовать препарат раздора. Совместно с Минздравом они подготовили соответствующий приказ, который сейчас находится на регистрации в Минюсте. Но он проблемы не решает: неясно, кто будет выдавать ветеринарам лицензии, да и вообще сколько времени пройдет, прежде чем это постановление начнет действовать. Между тем больные животные ждать не могут. И хорошо, если речь идет о плановой операции, которую можно и перенести, а если помощь нужна срочно?