суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 23 июля 2004

До последней крови

Проблема

автор Екатерина АБРАМОВА.

 

Если будет принят закон об отмене льгот, в число обиженных попадут и почетные доноры. Сейчас им гарантированы бесплатный проезд, бесплатное лечение, льготы по квартплате и ряд прочих преимуществ. Чтобы стать почетным донором, нужно сдать более 18 литров крови. Как считают многие, с отменой льгот исчезнет основной стимул сдавать кровь, а оставшиеся альтруисты, которых единицы, будут просто не в состоянии обеспечить всех нуждающихся жизненно важной «жидкостью». Уже сейчас проблема донорства стоит в области очень остро: в больницах лежат люди, чья жизнь напрямую зависит от регулярного переливания крови, а ее катастрофически не хватает.

Крови не хватает

По данным Всемирной организации здравоохранения, в среднем на одного человека в год требуется 25 – 30 миллилитров крови. У нас в области сдается только половина. Если учесть, что для спасения одного больного иногда требуется более 10 доноров и несколько переливаний, как это случилось на днях в Брейтовском районе, станет ясно, насколько остра эта проблема. И хотя ситуация в области несколько лучше, чем в среднем по России, кризис налицо. Врачи признаются, что зачастую с трудом достают кровь для больного.

– Недавно у нас в отделении лежала женщина с гемофилией, – рассказывает Марина Николаевна Ротанова, заведующая гема-то-логическим отделением больницы № 8. – У нее внезапно началось кровотечение. Мы два дня не могли найти кровь второй группы, на станции переливания ее не было. Пока родственники сами не привели доноров, мы вливали ей другие препараты, конечно, не совсем подходящие в ее случае, но хоть как-то заменяющие кровь.

Гемофилия – сложное заболевание, кровотечения часто возникают у больных спонтанно, срочно требуется кровь.

В Соловьевской больнице врачи также опасаются отмены льгот, говорят, что люди перестанут сдавать кровь, в то время как и сейчас не всем больным удается вовремя сделать экстренное переливание.

– Мы далеко не полностью обеспечиваем больницы кровью, – подтверждает Юрий Николаевич Панфилов, начальник выездной бригады станции переливания крови. – Однако если сбудутся прогнозы насчет отмены льгот донорам, то донорство в стране просто сойдет на нет.

Впрочем, есть люди, которые от новой реформы все-таки выиграют. Это доноры из села. В сельской местности ряд льгот, важных для горожан, не имеет значения, а ежемесячные 500 рублей – неплохая прибавка к мизерной зарплате. Но сельские доноры – лишь малая часть общего количества.

сдавайте в долг

Чуть более 10 лет назад у почетных доноров было одно преимущество – бесплатное протезирование зубов. В 1993 году был принят федеральный закон, предоставивший еще ряд льгот. Слово «бесплатно» и 50-процентные скидки на лекарства привлекли многих, кто имеет возможность пожертвовать свою каплю крови. То, как говорят врачи, были золотые времена. Для сравнения: в 90-х годах в Ярославской области было 96 тысяч доноров, сейчас – около 52 тысяч.

С чем же связано столь резкое уменьшение?

По словам главврача областной станции переливания крови Анатолия Андреевича Воронина, люди перестали верить в социальную справедливость. Действительно, многие льготы значатся лишь на бумаге, а в жизни практически не работают.

Например, 50-процентное обеспечение лекарствами и бесплатное зубное протезирование донорам, большинство из которых – люди среднего возраста, областной бюджет в полной мере обеспечить не в состоянии. Пару-тройку лет назад нередки были случаи, когда доноры сдавали кровь «в долг», а компенсацию им выплачивали позже. Сейчас этого нет, но размеры денежных компенсаций за кроводачу также невелики. 20 рублей за 100 миллилитров плюс 40 рублей на обед, итого – около 100 рублей за один донор-ский день. Деньги, прямо скажем, смешные. Есть, конечно, процедуры и подороже: например, тромбоцитоферез стоит 500 рублей, плазма – 120. В Москве же соответственно 1000 и 600 рублей. Разница, как говорится, налицо, несправедливость тоже. Конечно, в столице жить дороже, чем в провинции, но кровь-то везде одинаковая.

Или кровь сдавай, илиработай

В том, что число доноров уменьшается, во многом виноваты и новые владельцы предприятий. После сдачи крови донору полагаются законные отгулы, что его начальнику совершенно невыгодно. Поэтому людям откровенно говорят: ты или кровь сдавай, или работай.

У Анатолия Воронина есть даже своеобразный «черный список», в который входят, например, «Русьхлеб», «Балкан-ская звезда», «Элдин», ЯЗТА. Владельцы объясняют, что внеплановые выходные для сотрудников ведут к экономическим потерям предприятия и нарушению ритма работы. Такая позиция, считает Анатолий Воронин, – это прямое игнорирование постановления мэра Ярославля о проведении донорских дней и нарушение законного права человека сдать свою кровь ради спасения других людей.

В прошлом году столичные чиновники, пытаясь решить эту проблему, опрашивали врачей. Одним из наиболее распространенных было предложение снимать часть налогов с предприятий-«доноров». Верхи приняли слова врачей к сведению, но все так и заглохло.

Свою лепту в процесс вымирания донорства внес и новый Кодекс законов о труде, где в статье 186 говорится о том, что право на двухдневный отгул с оплатой по средней заработной плате имеют только безвозмездные доноры (то есть случайные), платным же (постоянным) отгулы не оплачивают. Поэтому многим стало невыгодно сдавать кровь. Например, за процедуру иммуннофереза донор получит два выходных и 270 рублей, а на предприятии за это время он может заработать 500 – 700 рублей.

Какое общество, такойи донор

Чтобы убедиться, как же на самом деле обстоят дела с донорством в Ярославле, мы отправились в больницу имени Семашко, где вчера проходил донорский день.

Тесное помещение заполнено людьми. Стоит головокружительный запах крови с примесью «ароматов» помойки и перегара. Контингент соответ-ствующий – в основном мужчины, в основном с перепоя, помятые и побитые. Одним словом, маргиналы, для кого обед и 70 рублей на бутылку – приятная награда за полтора стакана собственной крови.

Однако далеко не каждого желающего врачи допускают до процедуры. Домой отправляются те, кто несколько дней ничего не ел и кто накануне явно перепил. Таких, по словам Юрия Николаевича Панфилова, приблизительно 15 процентов.

К врачу подходит мужчина, сдававший кровь накануне, просит разрешить сдать во второй раз. Но это запрещено. Как выяснилось, Николай Валерьевич, так зовут донора-активиста, эту «аферу» ранее проворачивал неоднократно. Но сейчас с этим строже: кровь можно сдавать только с определенной периодичностью. Николаю же Валерьевичу необходимы выходные, он уже накопил на двухнедельный отпуск в октябре для поездки на дачу. 40-рублевый обед мужчине не нужен, он живет поблизости и может поесть дома, но вот деньги за кровь – на бутылочку для аппетита – очень даже понадобятся. Такова логика почти всех присутствующих.

Среди них выделяется почетный донор СССР Наталья Валентиновна.

– Я начала сдавать кровь очень давно, поначалу – ради выходных. Мы с девчонками гоняли тогда в Москву за покупками. А сейчас я делаю это уже по привычке. Кроме того, сдавать кровь мне посоветовал врач: это полезно для моего организма. Честно говоря, льготы меня не особенно привлекают: общественным транспортом я фактически не пользуюсь – работа и дача поблизости, а что касается квартплаты, то она весьма несущественна: при сумме 1600 рублей на четверых льгота составляет 200 рублей, но, по-моему, ни разу более 100 рублей нам не скидывали. Зубы я вставляла несколько лет назад за свой счет. В принципе, если бы не польза для здоровья, я бы донорством не занималась.

На днях в областную станцию переливания крови позвонил начальник транспортной инспекции, чтобы узнать, сколько в области почетных доноров. На станции эту цифру знают назубок. Сейчас их около восьми тысяч, 2700 из них – ярославцы. Все они в случае принятия закона об отмене льгот с 1 января будущего года лишатся права на бесплатный проезд. Вместо этого государство будет платить им 500 рублей в месяц. А проездной стоит 300... Многим ли захочется ради 200 рублей стоять в очереди, чтобы «уколоть вену»? Людям после сорока, кому это полезно для здоровья. Альтруистам, которых единицы. Но в основном контингент спасателей человечества составят антисоциальные личности, готовые сдавать свою кровь ради крох, что платит государство.

Читайте также
  • 27.07.2012 В области создадут единый банк данных крови Опубликован новый закон «О донорстве крови и её компонентов». Предыдущий документ был принят почти 20 лет назад и уже не отвечал современным требованиям.
  • 26.11.2011 Почётным донорам – почёт и вознаграждение С 1 января ежегодные выплаты почётным донорам России вырастут почти до 10 тысяч рублей.  
  • 21.04.2011 Чтобы спасти человека Вчера в России отмечался национальный День донора крови. В этот день 179 лет назад петербургский акушер Андрей Мартынович Вольф впервые успешно перелил
  • 20.11.2010 Доноров – в Книгу рекордов Гиннесса С 22 по 26 ноября пройдёт всероссийская информационная акция «Спасибо, донор!». Её цель – повышение престижа института донорства. Организатор
  • 14.05.2005 Почетные доноры остались без льгот Муниципалитет Ярославля внес изменения в городскую программу «Развитие донорства крови на 2004 – 2005 годы». Ее финансирование из муниципального бюджета
  • 20.05.2004 Льготы в обмен на кровь Члены комиссии по социальной политике муниципалитета Ярославля потребовали лишить налоговых льгот предприятия, руководители которых отказываются
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • У чиновников все останется Передав в Госдуму законопроекты по монетизации льгот для ветеранов и инвалидов, правительство решило
  • Не пьет только каждый десятый Будничная картина: вечер, во дворе на скамейке группа голосящих подростков лет 13 – 14. Горланят ломающимися
  • Машу не обидят С тех пор, как в Ярославском музее-заповеднике произошел несчастный случай – медведица Маша откусила