и льготы федеральных чиновников, в частности четыре из них: служебный автотранспорт, медицинскую помощь, служебное жилье
и санаторно-курортное обслуживание. Планируется, что часть этих благ будут выдавать деньгами. Но чиновники себя не обидят:
по сравнению с обычными гражданами их «социальный пакет» будет выглядеть гораздо внушительнее. Ведь услуги по лечению и санаторно-курортному обслуживанию они получают более качественные.
От замминистра до секретарши
Еще в начале июля «Единая Россия» провела через Думу новый закон о госслужбе, который предусматривает отмену одной из положенных чиновникам натуральных льгот – права на бесплатную квартиру. Вместо этого будет предоставлена субсидия на ее покупку. Комиссия по административной реформе во главе с Дмитрием Козаком сделала на своем последнем заседании очередной шаг в этом направлении – приняла решение о поэтапном переходе от натуральных льгот госслужащим к предоставлению социальных гарантий в виде денежных выплат.
Служащим категории «А» (президент, полпреды в федеральных округах, премьер, министры) волноваться нечего – их льготы неприкосновенны. По своим правилам регулируются и социальные блага депутатов Думы и Совета Федерации. Тем не менее реформа коснется сотен тысяч человек. По данным статистики, к 1 сентября 2003 года в федеральных органах исполнительной власти (как в центре, так и на местах) трудились 445,3 тыс. человек. Сюда входят как работающие в Москве заместители министров, так и секретарши в региональных подразделениях ведомств.
Реформе будут подвергнуты четыре имеющиеся у них льготы: служебный автотранспорт, медицинская помощь, служебное жилье, а также санаторно-курортное обслуживание. Монетизация аналогичных льгот для 14 млн. простых льготников обойдется бюджету-2005 в 171 млрд. рублей. Таким образом, подобный шаг в отношении 450 тысяч госслужащих должен стоить не менее 6 млрд. рублей в год. Причем на деле эта сумма будет гораздо больше: льготы чиновников намного «весомее».
«Пакет»
для начальства
Точную сумму эксперты пока назвать не берутся. «Проблема в том, что сейчас неизвестно, сколько точно тратит бюджет на содержание госаппарата. Один из плюсов монетизации как раз и состоит в том, что расходы становятся более прозрачными», – считает эксперт в области госслужбы Высшей школы экономики Павел Кудюкин.
Но ориентировочно расходы бюджета на компенсацию чиновничьих льгот подсчитать все же можно. Например, рыночная стоимость хорошей квартиры – ведь чиновнику не дадут жил-площадь в «хрущевке» – составляет порядка 100 тысяч долларов. Конечно, каждый год ему квартиру покупать не будут. Но даже если поделить эту сумму на средний срок пребывания чиновника на госслужбе, который составляет десять лет, то получится порядка 10 тысяч долларов в год на каждого чиновника, которому ныне положена бесплатная жилплощадь. Не исключено, что распоряжаться жилищными субсидиями станет Управление делами президента. Глава УД Владимир Кожин еще в мае предложил, чтобы квартиры чиновникам покупало только его ведомство. Таким образом предполагается достичь экономии бюджетных средств: для крупного покупателя цены будут ниже.
Вместо бесплатных услуг ведомственной поликлиники государство купит служащим медицинскую страховку. Страховой полис с учетом пакета медуслуг, которые получает средний чиновник, стоит по рыночным расценкам примерно 1000 долларов. Но по подсчетам главы департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева страховой полис для руководителя подразделения в ведомстве, который пользуется услугами поликлиники УД президента, обойдется дороже. «Лечение в такой поликлинике на коммерческой основе стоит 6 тысяч долларов в год. Если он получал услуги на такую сумму, то дать ему тысячу уже нельзя. Обиженный чиновник – это страшно», – полагает Николаев. За санаторно-курортное обслуживание чиновников высшего звена (замминистра и главы департаментов) государству по подсчетам Николаева придется заплатить по 2 тысячи долларов в год. Несколько сложнее обстоит дело со служебным автотранспортом. «Большой вопрос – считать ли его льготой или производственной необходимостью, – говорит Павел Кудюкин. – Сейчас замы целый день мотаются по Москве – с одного совещания на другое».
Разработчики реформы первоначально предполагали выдавать чиновникам деньги на аренду машины, но подсчитали, что расходы будут слишком велики: в столице, например, годовая аренда автомобиля представительского класса обойдется в 25 тысяч долларов в год. Скорее всего льгота по автотранспорту останется фактически натуральной, будет лишь сокращен круг допущенных к ней.
Сейчас по закону пользоваться служебной машиной могут лишь чиновники, начиная с уровня замглавы ведомства. Между тем только в Москве около тысячи чиновников ездят за счет государства. Это происходит благодаря системе транспортных ГУПов, существующих при ведомствах и зависящих от них. Комиссия по административной реформе уже решила ликвидировать все ГУПы, отвечающие за обслуживание федеральных ведомств. Они будут приватизированы, и ведомствам придется платить за их услуги, в том числе и транспортные.
Еще надбавка
Точные механизмы перевода льгот госслужащих в денежную форму Минздрав, Минфин и Управление делами президента представят к 1 ноября. С учетом того, что бюджет 2005 года к тому времени будет сверстан, перемены ждут чиновников не раньше 2006 года. Тогда и будет определена общая цена реформы. «Для этого придется проанализировать весь бюджет, ведь расходы на ведомственные поликлиники, например, «спрятаны» в разделе «Здравоохранение», – пояснил Павел Ку-дюкин.
Впрочем, даже если чиновники и получат вместо льгот «живые» деньги, вряд ли граждане смогут узнать, сколько именно. Скорее всего это будет оформлено в виде различного рода надбавок к зарплате, размер которых не афишируется. В последнее время государство уже позаботилось о благосостоянии своих служащих именно таким способом. В апреле президент подписал указ о повышении денежного вознаграждения работникам федеральных ведомств. В результате оплата труда замминистров, например, с учетом всех надбавок выросла в пять раз и достигла 56 тысяч рублей. При этом сами оклады выросли незначительно. Ну а новый закон о госслужбе, одобренный Госдумой, предусматривает такое количество различных форм вознаграждения чиновников, что в итоге должностной оклад может составить лишь пятнадцатую часть их официальных доходов. Эта скрытность имеет объяснение: к окладам чиновников «привязаны» зарплаты военнослужащих и сотрудников других силовых ведомств. Если поднять оклад первым, пришлось бы сразу резко повышать зарплату и другим, что в планы государства пока, видимо, не входит. Зато чиновникам при такой структуре зарплат и монетизация льгот не так страшна.
«GZT.ru».