Разработчики программы считают, что имеющихся сегодня средств достаточно для финансирования всех государственных гарантий по медицинскому обслуживанию населения, однако при действующей системе здравоохранения деньги тратятся нерационально, поэтому их и не хватает на лечение больных. По оценке фонда «Индем», ежегодно люди неофициально платят врачам 600 млн. долларов. Общие расходы государства на здравоохранение составляют 10 млрд. долларов в год. Реформаторы уверены, что в России по сравнению с другими странами слишком много врачей и больничных коек и чрезмерно длительное лечение больных в стационаре. Поэтому решено все это по возможности сократить и заменить другими методами и формами лечения. Первичная медицинская помощь Реформаторы утверждают, что сегодня «участковый врач фактически не несет ответственности за объем и качество лечения и не ведет постоянный контроль за состоянием пациента». Он является диспетчером, который перенаправляет до половины пришедших к нему больных к узким специалистам (в развитых странах – 5 – 10 процентов). Участковых врачей в поликлиниках должны заменить врачи общей практики (ВОП) или семейные доктора. Они первыми будут принимать больных, заменяя также и ряд специалистов: хирурга, невропатолога, окулиста, отоларинголога. Если он сам не сможет оказать помощь, то дает направление в поликлинику на обследование к специалисту или на госпитализацию. Они будут постоянно работать с одной группой населения (две-три тысячи человек). Планируется, что сначала будут созданы бригады ВОП в составе терапевтов, педиатров и акушеров-гинекологов; в городах – на базе действующих поликлиник, на селе – на базе участковых больниц, сельских амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), которые должны быть обеспечены современной медицинской аппаратурой, а также средствами транспорта и связи. В дальнейшем отделения общей врачебной практики будут работать самостоятельно, в том числе и в финансово-правовом отношении (это могут быть юридические лица с различной формой собственности, которым будет передано имущество в аренду или в безвозмездное пользование). Одновременно с этим поликлиники будут реорганизованы в консультативно-диагностические и реабилитационные центры. В них будет сосредоточено необходимое диагностическое оборудование, в том числе дорогостоящее. Консультировать пациентов в таких центрах должны будут специалисты из стационаров. Стационарная помощь Идеологи реформы уверены, что необходимо существенно сократить количество больничных коек и сроки пребывания больного в стационаре за счет уменьшения случаев «необоснованных госпитализаций». То есть пациент должен находиться в больнице, когда его состояние требует круглосуточного врачебного наблюдения и при необходимости оказания экстренной помощи. В итоге предполагается сокращение к 2010 году 32,4 процента действующих больничных коек (с 102,6 до 69,4 койки на 10 тысяч населения). Резко увеличится количество коек дневного стационара. Похожий путь уже прошли бывшие советские республики, где в 90-е годы были проведены реформы. Так, в Эстонии количество больниц уменьшилось со 120 до 85 при сокращении больничных коек с 18 до 11 тысяч. Современные медицинские технологии действительно значительно сокращают время лечения и во многих случаях позволяют отказаться от госпитализации и лечить больных амбулаторно, что значительно дешевле. «Скорая помощь» Сейчас «скорая помощь» вынуждена ездить как по серьезным вызовам (приступы, отравления, потеря сознания и т. д.), так и в связи с повышением температуры или артериального давления. Авторы реформы хотят, чтобы в результате преобразования снизились объемы оказания скорой помощи за счет уменьшения случаев необоснованных вызовов. Скорую помощь (на уровне доврачебной) также будут оказывать людям сотрудники милиции, ГАИ, пожарные, инструкторы-реаниматоры на производстве и население (всех планируется обучить). Кроме того, в ряде случаев экстренную помощь, которую оказывала больным на месте бригада врачей, хотят заменить максимально быстрой доставкой пациента в больницу или поликлинику.