К вопросу экологии проект имеет прямое отношение – «Устойчивое развитие Волго-Каспийского бассейна» по второй фазе проекта «Видение Каспия».
В течение трех дней официальные представители рабочих групп ЮНЕСКО, ученые из Ирана, Голландии, Азербайджана, России, эксперты научных международных организаций обсуждали проблемы улучшения экологической обстановки, безопасности окружающей среды и ее мониторинг в бассейне Каспийского моря.
По мнению члена рабочей группы ЮНЕСКО по Каспийскому морю Жана Барбьера, «Каспийский регион отличается разнообразием видов и обилием рыбных ресурсов». Что верно, как верно и то, что Волга впадает в Каспийское море. Кстати, председатель комиссии по трансграничным водам ЮНЕСКО индус Шаминдер Пури, очевидно задавшись целью обосновать логичность проведения данного совещания на берегу весьма далекой от Каспия реки Туношонка (впадает в Волгу), справедливо заметил, что, дескать, колоссальная протяженность Волги по Европейской части России как раз и придает глобальность рассматриваемой проблеме, поскольку многоплановая жизнедеятельность десятков, сотен мелких и крупных городов России, оседлавших берега великой русской реки, не может существенно не влиять на состояние бассейна Каспийского моря.
То ли из соображений дипломатии, то ли находясь под впечатлением радушного гостеприимства ярославцев, Шаминдер Пури подчеркнул, что Ярославль – «надежный партнер в деле международных усилий в решении вопросов экологии».
Подхватив эту мысль, заместитель мэра Ярославля Вячеслав Сидоров не без чувства гордости за родной муниципальный Водоканал заметил: «Волга ниже Ярославля гораздо чище, чем верхний участок реки, то есть мы, более интенсивно очищая воду, как бы отдуваемся за верхних соседей». Оценив вклад ярославцев, эксперт Пури по ходу дела изрек понравившийся всем афоризм: «Это пример того, что, думая глобально, мы действуем локально.».
В продолжение разговора о взаимосвязи и зыбкости границ, когда речь идет о глобальных проблемах, связанных с экологией, директор морского гидрометеорологического центра (Азербайджан) Амир Алиев заметил, что такой уникальный закрытый водоем, не имеющий выхода в мировой океан, как Каспийское море, на 85 процентов «живет» за счет стоков Волги.
– К сожалению, уровень Каспия за последние 20 лет поднялся на 2,5 метра, – констатировал Алиев. – Примерно половина населения Азербайджана находится в прибрежной зоне, затоплено около 500 кв. км, «подмочено» 55 промышленных предприятий, ущерб от этого – около 2 млрд. рублей. И хотя колебание уровня моря носит в основном природный характер (не случайно в средние века было запрещено строиться близко к берегу), все же на него влияют и антропогенные факторы.
Генеральный секретарь Иранской национальной комиссии ЮНЕСКО доктор Таванол Косари, затронув вопрос о загрязнении моря, заверил, что Иран старается сокращать добычу нефти непосредственно на Каспии.
– Более того, – подчеркнул Косари, – в интересах сохранения популяции осетровых мы стараемся добывать икры существенно меньше тех квот, которые обусловлены международной конвенцией.
Многие участники совещания согласились с тем, что после развала СССР отпавшие от союзного государства Туркмения и (особенно) Казахстан стали гораздо более интенсивно эксплуатировать природные богатства Каспия, наращивая темпы добычи нефти. Эксперты единодушно выдвинули лозунг, смысл которого в том, что надо стараться так хозяйствовать, чтобы «улучшение экономики не влияло пагубно на экологию».
Видный ярославский ученый, доктор биологических наук Владимир Лукьяненко исчерпывающе ответил на вопросы журналистов, которые озаботились судьбой десятков затопленных в Волге барж, очередной волжской плотиной, которая может появиться уже в 2005 году чуть ниже Горьковского водохранилища и т. д.
По мнению ученого, «для речного организма плотина, даже если она сооружена в благих целях, в том числе и социальных, явно не подарок».
В. И. Лукьяненко напоследок успокоил журналиста, поинтересовавшегося, не повлияет ли очередной подъем уровня Каспийского моря на безопасность жителей Ярославля. Оказывается, этот «пульсирующий водоем» в разные периоды истории поднимался аж до 40 метров. Но даже 15 – 17 тысяч лет назад после максимальных приливов в послеледниковый период вода из Каспия доходила лишь до границ современного Саратова.