Впрочем, хулиганством можно назвать отсутствие официальной реакции властей на предоставленную Гринписом информацию. Дело в том, что с каждым годом россиянам предлагается все больше генмодифицированных продуктов. Так, за три последних года импорт соевого белка из США в Россию вырос в 150(!) раз. Причем, несмотря на требования Минздрава и постановление главного санитарного врача РФ Г. Онищенко, продукты, содержащие ГМИ (ГМО), маркируются крайне редко. Согласно нормативному акту маркировка требуется только на те продукты, которые содержат более 5 процентов ГМИ (ГМО), в то время как в Евросоюзе установлен порог 0,9 процента.
Как бы то ни было, потребители должны получать информацию и знать, что они едят.
О том, как обстоят дела в Ярославле, мы попросили рассказать Татьяну Васильевну КУЗНЕЦОВУ, заведующую отделом гигиены питания городского центра санэпиднадзора:
– Над выявлением в продуктах питания ГМ-компонентов мы работаем с лета прошлого года. Ежемесячно отсылаем в Москву на анализ товары, произведенные местными предпринимателями. Подобные исследования может делать только Москва, поскольку «удовольствие» это очень дорогостоящее. Бывает так: поставщики доставили производителю соевую муку, крахмал. По документам в них отсутствуют ГМ-компоненты, а результаты анализов показывают их наличие. Мы сообщаем об этом производителям, и они заменяют поставщиков. Проверяем мы и продукты, которые приходят к нам из Москвы. Так, нами были обнаружены генмодифицированные продукты, превышающие порог в 5 процентов в лапше «Доширак», в некоторых сортах колбас и котлет.
Вот что сказал «Северному краю» по поводу наличия трансгенных продуктов в наших магазинах Валерий ШАМИН, заместитель председателя областной Думы:
– Считаю, что газета очень своевременно подняла эту тему. Власти региона должны, вне всяких сомнений, и контролировать, и гарантировать гражданам продовольственную безопасность. У нас есть при департаменте АПК великолепная лаборатория, одна из лучших в России. Буду обязательно говорить с ее руководителем, чтобы он также взял под контроль проведение всех возможных анализов продукции непосредственно у нас в Ярославле.
Лев БУТРЯКОВ, фермер из Большесельского района:
– Я в принципе не использую генетически модифицированные продукты и ничего, где они могут быть. Не использую комбикорма. В рационе моих животных – отруби, подсолнечный жмых, сено. Но я прекрасно понимаю, что значит генетически модифицированные продукты и ради чего все это делается. Они впрыскивают эту «фигню», и у них значительно дешевле получается продукция, более конкурентоспособная. Сейчас, когда рынок наводнен импортной и отечественной «фабричной» говядиной, добросовестному крестьянину просто не выжить. Смотрите, что творится в нашей деревне: еще недавно здесь было 10 коров, сейчас остались две. Мне одномесячный теленок обходится в 4,5 тысячи рублей, а корову сейчас покупают за 5 тысяч. Ради чего же стараться?
От себя добавим, что этот материал – только начало большого разговора о состоянии регионального продовольственного рынка, который «СК», безусловно, продолжит. Мы приглашаем для участия в нем всех наших читателей, руководителей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, врачей, ученых, аграриев.
Ждем ваших писем и материалов.