суббота 01

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 10 апреля 2003

Не боги горшки собирают

Всякому желающему встретиться с музеем кувшина дается время на то, чтобы отойти от городской суеты: музей находится в стороне от самого Шестихина, в деревне Новая Ура. До нее нужно идти несколько километров по безлюдной трассе. Холод и пронизывающий ветер заставляют сомневаться: так ли уж удачна мысль об экскурсии?

автор Марина НИКИТИНА.

 

Наконец Новая Ура. Игра слов и ударений – и можно услышать в имени сем приветственный клич упорству и долготерпению экскурсантов. Чудное название пошло от местной речушки, перескакивающей, урчащей на камнях. «Новая» – потому что есть Старая Ура, а эту деревню возвели уже в восьмидесятые годы прошлого века. Изначально, согласно планам местного руководства, стройка была экспериментальной площадкой и в обозримом будущем обещала обрасти множеством коттеджей, кирпичных домов, школой, садиком и даже универмагом. Хотели, как лучше, получилось, как всегда, – и о грандиозной идее сейчас напоминают только несколько коттеджей, пара домов да школа. Последняя и приютила музей кувшина. Мечта цвета вороненой стали Увлечение кувшинами у Елены Владимировны Чернухиной, хозяйки музея, началось в шесть лет. Наверное, кто-то свыше дал знать: кувшины – главное в ее жизни. Иначе в детской головке не засели бы мельчайшие подробности одного события. Шли они с отцом по полю, а под ногами – глиняное горлышко. Обменялись взглядами – вдруг клад? И быстрее окапывать находку со всех сторон. Не успели устать, а он уж вот стоит – огромный, больше метра сосуд, блестящий на солнце черными боками: – До сих пор перед глазами его бок цвета вороненой стали. Он мне тогда казался удивительно живым и благородным. Разговаривала с ним, как с человеком, косынку повязывала на горлышко и играла. С этим кувшином связана заветная мечта Елены Владимировны. Никак не может она пополнить музей подобным сосудом, а так хочется. Как-то ездили со школьниками в Ростов на экскурсию, познакомились с местными умельцами, мастерившими чернолощеные кувшины. Те с гордостью заявили, что такую керамику создавали только на ростовской земле и что не найти ее в Некоузе. Отличие обычной керамики от чернолощеной – в способе изготовления: во втором случае сформованный на гончарном круге сосуд натирают косточкой, а потом обжигают в пламени. Огонь обязательно должен быть дымный. Он и придает изделию вороненый цвет. Следуя пословице, что не боги горшки обжигают, решили Елена Чернухина и ее воспитанники сами создать чернолощеного красавца. Для чего уже заказали гончарный круг. Это дело Елена Владимировна немного сама разумеет. Когда в начале девяностых ездила в питерский музей этнографии, узнала о курсах гончарного и ткацкого дела. Все женщины выбрали науку прядения, а Елена не сомневалась... Огонь, мерцающий в сосуде Сначала в школе появился музей краеведения. В числе первых экспонатов оказался глиняный горшок. Он и подтолкнул мечту Елены Чернухиной о том, из детства кувшине, к реальному воплощению. А дети идею подхватили. – Кажется, горшки – это что-то из далекого прошлого, – рассказывает наш экскурсовод десятиклассница Катя Любимова. – Но любой согласится, что еда, приготовленная в глиняном горшке, намного вкуснее. А вы знаете, что они различаются по полу – есть горшок и горшица? Еду готовить нужно только в женской разновидности. Ведь что с мужика взять? И не удивляйтесь, если щи окажутся в нем невкусными. Определить пол можно по звуку: горшица обязательно будет звонкой. Такое разделение только постороннему может показаться удивительным. А в шестихинской средней школе даже первоклассник скажет вам – раньше кувшин что человек был. И даже названия его частей соответствующие – губы, шейка, плечи, тулово. Такое олицетворение не случайно. Наши предки видели в кувшине своего родственника. Ведь Бог сотворил человека из глины... Не случайно, когда кувшин разбивался, о нем говорили «убился» и всячески старались продлить ему жизнь. В русском фольклоре с ним связано множество легенд. Послушаем «нашего лучшего экскурсовода», как называют Катю в школе: – Предки верили: когда ночное небо все закрыто тучами, значит, черт или ведьма украли месяц и звезды и спрятали их в кувшин. В подтверждение этих слов в одном из музейных кувшинов хранятся небесные светила, а сам сосуд обнимает черт. Только совсем он не страшный, добродушный даже. Есть здесь и домовой, что тоже не случайно. При переезде наши предки забирали с собой «хозяина»: несколько угольков из старого очага в кувшине перевозили на новое место и разводили огонь. Кувшин сопровождал человека по жизни, оставался с ним и после. Из него обмывали тело умершего, с ним хоронили. Тоже был определенный ритуал. Нехорошего человека обмывали из горшка, обязательно обернутого берестой. Совершив обряд, и кувшин хоронили – на перекрестке, за околицей, чтобы дух умершего не вернулся. За кражу горшков на том свете полагалось наказание. Вор должен был пролезть через отверстие в дне кувшина. Видно, грешили шестихинские предки – в коллекции музея есть такой сосуд. Мастерская хороших людей Для школьников музей стал местом паломничества, и сюда приходят независимо от успеваемости и прилежания. «Я суда принес кувшин и рад, что он сдесь. Очень класный музей», – такая запись красуется в книге отзывов. На других страницах иероглифы свидетельствуют о визите японских студентов. Наверное, отличается загадочная японская душа от русской: заграничных экскурсантов увлекли не горшки, а стеклянные бутылки разных форм и цветов, которых тоже много в музее. А еще понравились старинные утюги: гости прикидывали их на вес, гладили воображаемое белье и даже изображали шипение старинной бытовой техники. С удивлением глядят на диковинный музей и многие отечественные горожане. А в Шестихине время как будто повернуло вспять, для школьников кувшин по-прежнему важен. Силами первоклассников возвели из глиняных горшков целую деревеньку Кринкино. Число ее обитателей постоянно увеличивается. Отношение к кувшину как к священному существу поддерживается. Не дай Бог при создании поделки что-то умышленно отколоть или нацарапать. Кувшины, их близких родственников собирали и продолжают собирать, дети от мала до велика буквально заразились поисками глиняных сокровищ. Ищут по бабушкиным чердакам, организуют экспедиции, выменивают. Как-то откопали в поле кувшин с прогорклым льняным маслом, им, наверное, смазывали железные детали во время пахоты. Курьезных случаев во время сбора экспонатов было немало. Однажды пришлось с раритетом убегать от здоровенного козла. Только высокий забор спас собирателей древностей от рогов. Почти два метра взяли с маху. В другой же раз вид изможденных жарой и согнувшихся под тяжкой ношей собирателей был столь печален, что над ними сжалились врачи «скорой помощи», развернулись и подвезли до музея. Елена Владимировна считает, что человека с детства должны окружать старые, добротные вещи. Тогда и сам он вырастет хорошим. Нельзя сказать, что, увлекшись «горшечным» делом, дети шестихинской школы протоптанной тропой идут в профессиональные историки. Нет, этой целью здесь и не задаются. Елена Владимировна лепит просто хороших людей. Судя по тому, как уважительно к ней здесь относятся, это получается.

Читайте также
  • 20.12.2012 Кино, которое ведёт к храму Эта медаль, учреждённая общественным движением «Россия православная», – награда за общественную деятельность на ниве просвещения,
  • 19.12.2012 В Переславле открыт музей в честь Александра Невского В Переславле-Залесском открылся музей Александра Невского.  
  • 15.12.2012 Драгоценную живопись запечатлеют... Сразу три музея Ярославской области вошли в шорт-лист всероссийского конкурса «Первая публикация», организованного Благотворительным фондом Владимира Потанина.
  • 25.09.2010 Перестановка на фоне модернизации Действующий трудовой контракт с директором Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Еленой Анкудиновой, срок которого истекает
  • 28.06.2008 Дивертисмент открытий чудныхОтношение женщины к своему возрасту вполне можно считать мерилом глубины её личности. «Насколько полнее и интереснее становится жизнь в 45 – 50 лет! Это
  • 26.01.2002 Музей кувшинов Елена Владимировна Чернухина, учительница из поселка Шестихино Некоузского района, десять лет занимается школьным краеведческим музеем. Он популярен, его
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают