По словам потерпевших, выходило, что машиной управлял ее хозяин. Он к тому же был в тот вечер выпивши. Погибшая девушка сидела рядом с ним – это и привело к столь трагичным для нее последствиям. Казалось бы, все ясно: показания двух свидетелей подтверждает и характер повреждений.
Однако картина существенно изменилась, когда подключиться к следствию попросили заведующего кафедрой судебной медицины Ярославской медакадемии Владимира Смирнова. Чтото подсказывало: не все так очевидно, как кажется на первый взгляд. Кропотливая работа по изучению всех обстоятельств аварии и, самое главное, телесных повреждений подтвердила: появившиеся сомнения имели под собой почву. На основе собранных фактов и данных экспертизы удалось убедительно доказать, что события разворачивались совсем иначе.
Все четверо в тот вечер посидели в ресторане. Подвыпивший хозяин машины уступил место за рулем приятелю, сев рядом на переднее сиденье. Девушки расположились сзади. Почему пытались ввести следствие в заблуждение? Девушка и парень хотели вскоре пожениться, вот «породственному» и решили свалить вину на хозяина машины. Тем более, по их мнению, ничто не могло разрушить эту версию...
Многим кажется, что роль судебномедицинского эксперта сводится лишь к констатации фактов при том или ином правонарушении, уточнению «несущественных» деталей. Совсем иное мнение у сотрудников прокуратуры, суда, милиции. Довольно часто заключение судмедэксперта позволяет вывести следствие на единственно верный путь, предоставить суду важные сведения, позволяющие установить истину. Именно так было в вышеописанном случае. Подобных дел в практике Владимира Васильевича Смирнова даже не десятки – сотни. Несмотря на то, что у него немалая нагрузка как у заведующего кафедрой, по просьбе коллег он попрежнему берется за самые сложные и запутанные дела, поскольку считает: чтобы учить молодежь, нужно быть в курсе современной практики, постоянно совершенствоваться.
К нынешней профессии его подтолкнула, казалось бы, цепь случайностей. Мечтал быть учителем математики, но после окончания средней школы изза того, что среди выпускников было сразу четыре Смирновых, ему по ошибке вручили «троечный» аттестат однофамильца. Пока его переделывали, прием документов в пединститут закончился.
Без дела Владимир сидеть не привык, отец погиб на фронте в 1941м, мать одна поднимала на ноги семерых детей, и каждый в семье привык трудиться. Пошел по стопам сестры Анны, которая стала врачом, – поступил в Костромское медучилище. В группе были одни парни – прием велся с учетом последующей службы в армии фельдшерами. Отслужил три года, понял, что врачебная стезя – это его дело жизни, а потому после «дембеля» поступил в Ярославский медицинский институт.
Подающему надежды выпускнику предложили пойти в аспирантуру. Но место на кафедре патологической физиологии, куда он хотел попасть, оказалось занято. Тогда заместитель декана лечебного факультета профессор Владимир Хлыстов привел его к коллеге – заведующему кафедрой судебной медицины профессору Льву Бедрину, который и взял к себе молодого аспиранта.
После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации Смирнов прошел на кафедре судебной медицины все ступени: ассистент, старший преподаватель, доцент и, наконец, в 1986 году его избрали заведующим. Чисто научная и преподавательская карьера? Отнюдь, эта кафедра очень тесно связана с практической медициной и работой правоохранительных органов. В 1986 году было создано научнопроизводственное объединение, что позволило проводить часть занятий на базе бюро судебномедицинской экспертизы. Больше половины сотрудников совмещают преподавание с практикой – это только на пользу учебному процессу. Наиболее опытные преподаватели работают в отделе сложных экспертиз. Нередко председателем экспертной комиссии назначается профессор Смирнов. Речь прежде всего о профессиональных экспертизах и тех, что присылают из других регионов.
С 1987 года кафедра активно сотрудничает с Русской православной церковью. Так, по просьбе архиепископа Платона Владимир Васильевич произвел идентификацию останков православного святого Игнатия Брянчанинова, похороненного в одном из храмов поселка Бабайки Некрасовского района. В 1998 году по благословению Святейшего патриарха Алексия II в Ярославле было произведено обретение и медицинское освидетельствование останков митрополита Агафангела (Преображенского). Два года спустя сотрудники кафедры принимали участие в эксгумации Андрея Смоленского в Переславле. Совсем не случайно решением патриарха Алексия II профессор Смирнов награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского 3й степени «За сотрудничество в церковных трудах по идентификации святых мощей». А Президент России присвоил ему почетное звание заслуженного врача Российской Федерации.
Сегодня Владимиру Васильевичу исполняется 65 лет. Казалось бы, самое время дать себе отдохнуть, успокоиться. Но это не для Смирнова. У него новые интересные задумки, научная работа. Кстати, его сын – Владимир Владимирович – пошел по стопам отца: трудится старшим преподавателем на этой же кафедре, доцент. Значит, есть кому передать все то, что удалось постичь в таком сложном и нужном людям деле – судебной медицине.