Законы есть, чтобы их нарушали Первые шаги в деле о запрете табака были предприняты полтора года назад, когда появился закон «Об ограничении табакокурения». Однако накал страстей среди его радетелей и противников схлынул сам собой: и по сей день закон носит скорее условный, чем безусловный, характер. Несовершеннолетним сигареты продают по-прежнему, хотя наклейка на кассе возвещает: детям сигареты не отпускаются. То же самое с запретом курения в общественных местах. За углом любой школы пренепременно наткнешься на дымящих сигаретой подростков. Сейчас комитет Госдумы по охране здоровья предлагает не только запретить рекламу табака. Депутаты требуют увеличить с 18 до 21 года возраст, с которого можно будет покупать табак, а также создать пункты для лечения никотиновой зависимости. Надпись на пачке сигарет о вреде курения раскинется в будущем не менее чем на половине всей коробки. Реклама – дама изменчивая Что удивительно, променад по улицам Ярославля показал: рекламы табака за последнее время стало меньше. Дорога из Брагина в центр, несколькими неделями назад буквально увешанная всевозможными сигаретными атрибутами жизни современного человека, сейчас заметно опустела. Хотя связывать такое поведение с возможным запретом все же не стоит. Скорее всего, изменение рекламной моды носит сезонный характер: на носу выборы, и более популярна реклама политического содержания. Отслеживать, какой процент щитов в городе занимает реклама сигарет, никто не торопится. Рекламодатели хоть и отправляют сведения в главное управление градостроительства и архитектуры города Ярославля, но, что называется, постфактум. Ничего криминального в этом нет: деньги уплачены, что хотят, то и рекламируют. Но отдельные нарушения закона «О рекламе» все же встречаются. Как пояснила нам начальник отдела наружной рекламы Елена Тихомирова, в основном по недоразумению: – По существующему законодательству щиты с рекламой сигарет не должны стоять ближе чем на сто метров от образовательных и культурных учреждений, аптек. Рекламодатели зачастую просто не знают, что где-то по соседству в закоулках, появилась, к примеру, новая аптека. Например, рекламная тумба, которую вы видите на снимке, установлена в двадцати метрах сразу от двух аптек. О том, что в Государственной Думе вот-вот начнут обсуждать табачный вопрос, у нас в городе знают только люди заинтересованные. Простые потребители никотина особо этой проблемой не озабочены и возможными итогами табачных баталий не интересуются. Хотя высказать мнение не отказывались. Люди знающие – психологи и наркологи – заявляют в один голос: главные потребители любой рекламы именно подростки. Потому запрет на рекламу сигарет просто необходим. А вот на табачной фабрике придерживаются мнения иного. Гендиректор ЗАО «Балканская звезда» Владимир Галагаев считает нынешние предложения предвыборной агитацией: – Если говорить серьезно об ограничении курения, то проблема здесь не только и не столько в рекламе. Взять, к примеру, наркотики. Они ведь запрещены, а их популярность растет с каждым годом. Действительно, бороться с пагубными пристрастиями можно, только решив социальные проблемы, толкающие людей к злоупотреблению табаком, алкоголем и наркотиками. А запрет, скорее, создаст обратный эффект. Запретный плод сладок. Марина НИКИТИНА.