Кораблик идет ко дну
Коммуникации в домах на улице Урицкого в ужасном состоянии. Это наследство моторного завода, жилищным фондом которого дома еще недавно являлись, никогда не знало капитального ремонта. Учитывая, что самой молодой из построек уже около тридцати лет, можно представить, сколько пришлось вынести местным трубам, срок годности которых втрое меньше. Сюда же добавьте систему отопления, канализацию, кровлю – везде в лучшем случае заплатки. Все это богатство пару лет назад завод и передал в муниципальную собственность.
Венцом местной архитектуры является двенадцатиподъездный дом № 67 по улице Урицкого, который жители за его нескончаемость давно окрестили китайской стеной и который в департаменте городского хозяйства романтично именуют корабликом.
Того архитектора, что проектировал дом, и строителей, что его возводили, здесь вспоминают не самыми лучшими словами. Но еще больше икается тем, кто обслуживает дом. Жильцы боятся, что в обозримом будущем их кораблик погибнет, как «Титаник». Даже айсберг не потребуется, кораблик сложится и без того. Стены в некоторых подъездах перерезают серьезные трещины. В одной из квартир ванная обклеена зеркальной плиткой, так та за год не только сместилась, но и треснула в некоторых местах. Два из трех маячков, установленных для проверки глубины трещин в стенах, тоже раскололись.
Дом построен на болоте, ливневые отсутствуют. В последние годы вода из подвалов сама не уходит, ее откачивают. Естественно, случается это нечасто и сухо в доме ненадолго. Стены и пол на первом этаже постоянно влажные.
Мы рискнули спуститься в подвал. Там пахло плесенью, гнильем и прочей дрянью. Ступеньки, ведущие вниз, почти полностью закрывала вода. Водная гладь, похоже, скрыла все следы работы сантехников, если таковая вообще когда-то проводилась.
– Мы боимся, что дом попросту сложится, – говорят жильцы. – Как уже было в других городах. Наверное, только тогда на нас внимание обратят.
Пока же длительная переписка с различными административными органами, бурно ведущаяся с 1996 года, результатов принесла мало.
Если в доме нет воды...
Вторая беда – водопровод и канализация. Этих благ цивилизации в 7-м и 8-м подъездах многие жители были лишены два месяца. После того как прорвало трубу в конце июня, холодную воду им отключили. Как раз подоспел и плановый ремонт теплосетей, так что пропала и горячая. В конце месяца, видимо для укрепления дружбы между соседями, в одном подъезде подключили горячую воду, в другом – холодную.
Нам встретилась женщина с пустым пластиковым баллоном:
– Ходим каждый день к знакомым из соседних домов. Многие своих детей пристраивают по родственникам: жить в таких условиях невозможно. У меня вот сейчас здесь только сын. А я переехала к знакомым.
Больше всего удивляет жильцов тот факт, что плата за холодную воду исправно взимается, о чем извещает их соответствующая строка в квитанции. А когда они пробовали было заикнуться о несправедливости, в ДЕЗе их отшили: воду-то вы все равно где-нибудь да берете! Что ж, логика железная...
Поэтому до сих пор в туалет жильцы бегают на улицу. Причем, дабы не отравлять воздух около дома, сдают стометровку до велодрома. Бег ведь положительным образом сказывается на здоровье. С недавних пор спринтеров здесь стало больше: вода пропала еще в нескольких подъездах.
В июле забрезжила было надежда – в десятом подъезде начали замену труб. Ремонтировали два месяца, но почему-то обновили только один стояк. После чего и вовсе перешли в девятый подъезд, объяснив обделенным жильцам, что, дескать, другие товарищи без холодной воды дольше вашего сидят. Стоит ли говорить, что подводки в квартиры от центрального стояка они так и не сделали, оставив простор для творчества жителей. И дыры очень приглянулись крысам...
В холодильнике мышь не вешалась
Рядом два продовольственных магазина, но грызуны в серьезных масштабах появились, когда затопило подвал.
Крысы уже давно приспособились ко всем потравам. И даже приноровились грызть цемент, которым жители заделывали старые дыры, крысами же прогрызенные.
Сейчас хвостатые твари свободно бегают средь бела дня по всем этажам, причем кошек не боятся. Хотя на барсиков здесь повышенный спрос, кое у кого их по пять штук. Но и это не помогает – грызуны совершенно спокойно шастают по комнатам.
На пятом этаже в одной из квартир крысы обгрызли... холодильник. Вернее, резиновую прокладку на двери. Представьте: хозяйка с утра распахивает дверцу, а там это чудовище сидит на яйцах. А рядом – закусанный арбуз.
Что уж говорить о жителях первого этажа. Самая красноречивая история о четырехлетнем мальчике Никите. Врачи месяц не выписывали его в детсад. Правда, вот с окончательным диагнозом чертовщина какая-то приключилась.
– В начале августа Никитка с утра весь красный от сыпи встал. И у матери такая же ерунда, – рассказывает его бабушка Варвара Федоровна. – Взрослым-то некогда по больницам ходить, а ребенка повели. Врач сказала, что у него аллергия на крысиных блох. Месяц потом в садик не выпускали. Парень весь чесался. А когда стали выписывать, оказалось, что Никиткину карточку потеряли. А в справке в детсад врач написала, что у нашего «аллергичный синдром».
Странным образом подвержены этому «синдрому» оказались не только Никита и его мама, но и другие жители первых этажей.
Без меня меня женили
Как выяснила наша газета, жильцам этого и еще двенадцати домов четвертого микрорайона несказанно повезло. Они стали участниками эксперимента, суть которого весьма благая. Согласно реформе ЖКХ в ближайшем будущем по всей России предполагается демонополизировать рынок жилищно-коммунальных услуг. То есть допустить к обслуживанию муниципального жилья частника и создать здоровую конкуренцию в этом секторе экономики. Жильцы сами будут выбирать себе коммунальщиков, те будут между собой соревноваться, кто лучше окажет услуги, и всем будет счастье...
В нашем городе ДГХ объявил конкурс среди частников в феврале прошлого года. Но желания в нем участвовать не изъявил никто. Жилищно-коммунальное хозяйство совсем не прибыльно, зато проблем хватает более чем. Вот и ограничились возможные претенденты отпиской вроде «не можем участвовать ввиду отдаленности района обслуживания». На сем конкурс закончился. Вторично объявленный, он все же выявил четырех соискателей. Победило ООО «Квинтет», которому и вручили экспериментальную площадку.
О том, что они, оказывается, уже сделали выбор, жильцы узнали, когда стали обращаться с жалобами в ДЕЗ. Здесь им сказали, что трубы головная боль уже не ДЕЗа. Походы в «Квинтет» имели тот же результат – там говорили, что капитальным ремонтом не занимаются, а подряд брали на обслуживание. То есть на ремонт и латание мелких поломок и дыр, на уборку территории дома и двора и прочую мелочь.
Хотя позже выяснилось, что местами все же практикуют капремонт. Согласно выделенной ДЕЗом сумме приводят в порядок в среднем по дому в год. Так что еще какие-то двенадцать лет – и все будет в порядке. Хотя сами жильцы капитально ремонтируемого дома по улице Урицкого так не считают: из трех стояков почему-то повезло только одному, да и развороченные ремонтниками дыры остались. Все в лучших традициях советских времен. Жители соседних домов тоже не в восторге от обслуживания: не дождешься, когда по вызову придут. А случись что, ДЕЗ отсылает к «Квинтету», а тот наоборот. Правда, отмечают хорошую уборку экспериментальной территории.
В департаменте городского хозяйства все эти жилищные неурядицы оправдывают изношенностью домов и недостаточным финансированием. А по мнению специалистов института «Ярославгражданпроект», все трещины – результат усадки дома. Ну а маячки, предположили они, могли сколоть и разбить местные хулиганы.
А в остальном, прекрасная маркиза...