Как и каждая коммерческая организация, ярославский трамвай постоянно искал пути и способы повышения доходов. Пути эти подчас были весьма изощренными и неожиданными. Вот что было удумано на третий год существования нашего городского электротранс-порта: "Управление трамвая объявляет всем кондукторам и вагоновожатым, что за простой на разъезде более 3 минут виновные в этом будут подвергаться штрафам. А те из кондукторов, которые за месяц сдадут кассиру большую против других сумму выручки, будут получать денежную премию. Премия первого разряда назначена в 7 рублей, второго - в 5 рублей". "Экипажи" вагонов сориентировались быстро, как им увеличить доходы (хотя со строгой инструкцией это никак не вязалось). Ярославцы сразу отметили: "Вот почему вагоны в настоящее время терпеливо дожидаются прихода поездов и пароходов более 20 минут, чем замедляется движение по всей линии. Публика, потеряв всякое терпение в тщетном ожидании встречного вагона, сходит на разъездах, продолжая дальнейший путь пешком. А на конечных остановках в это время кондукторы зазывают к себе публику: "Пожалуйста, сейчас тронемся, место есть". Конечно, сэкономить время в пути в какой-то мере можно было бы за счет повышения скорости. Но на тогдашних путях не очень-то разгонишься, их состояние было на грани катастрофического. Об этом свидетельствует тревожный сигнал, прозвучавший ровно 100 лет назад: "При проезде по линии электрического трамвая, главным образом по Московскому шоссе, ощущаются пассажирами столь неприятные сильные толчки, что на иных нер-вных людей это действует очень болезненно. Очевидно, полотно требует ремонта. Сила толчков бывает так велика, что легко можно слететь с площадки вагона". Говорят, что несчастливые предсказания сбываются чаще всего. Буквально на следующий день последовало очередное сообщение, уже по-настоящему тревожное: "Свидетельством полного отсутствия технического надзора может служить несчастный случай с вагоном № 17. В 8 часов вечера, приближаясь к вокзалу и едва достигнув Выемки, он свалился с рельсов на мостовую. Потребовалось немало усилий, чтобы поднять и снова поставить его на рельсы. Известно, что администрация трамвая не приглашает техника, которого заменяет какой-то самоучка. Неужели заправилы трамвая дожидаются катастрофы?" (Почему-то ни слова о пассажирах и "экипаже" опрокинувшегося вагона). Ярославцы всегда были людьми с одной стороны расторопными, а с другой - хорошо понимающими юмор. Сохранилось описание необычной выдумки, при помощи которой трамвайщики привлекали к себе внимание. "...Добродушный вагоновожатый ярославского трамвая во время продолжительных остановок на разъездах заводит разговор с пассажирами на передней площадке: - Не хотят ли господа полечиться на трамвае? - Как полечиться? Где? - Да на трамвае, говорю... От ревматизма, от нервов, от всех болезней лечим вот этой самой штукой. И вагоновожатый торжест-венно показывает публике небольшую, согнутую в виде кольца проволочку. - Вот если эту проволоку приложить к больному месту, то сейчас же подействует, - объясняет он публике. - Так шибанет от ролика, которым ток с проводов снимается, что мое почтение! Сразу! - Вот так штука! - Не вагоновожатый, а доктор медицины! - А не опасно? Убьет, пожалуй. - Говорю, что шибанет - и только! - уверяет вагоновожатый. - Кондуктор у нас лечился от ревматизма, каждый день прикладывал проволоку. Раз пятнадцать приложит, бывало. - И что же? - Поправило... Да вот он сам скажет. Присоединившийся к собеседникам кондуктор рассказывает, как он вылечился: - Сначала здорово отбивало. Запляшешь... Ну, а потом - ничего. И, слава Богу - помогло... Да вы попробуйте, - предлагает он некоторым заинтересованным пассажирам. - Полюбопытствуйте, многие пробовали, - говорит вагоновожатый. Но, несмотря на их убеждения, никто из пассажиров не решается попробовать. Не удалось на этот раз демонстрировать лечение электричеством на трамвае".