На прошлой неделе Минздрав РФ заявил о том, что в российских аптеках и больницах в больших количествах обнаружены фальсифицированные валокордин и кларитин. Фармацевты утверждают, что участившиеся случаи подделок этих медикаментов связаны со стабильным спросом на них. По мнению экспертов, большинство способов защиты лекарственных препаратов от подделки на практике оказываются неэффективными: оригинальная упаковка легко копируется, а разобраться в сертификате соответствия сможет далеко не каждый потребитель. Для того чтобы хоть с какими-нибудь гарантиями купить качественное лекарство, специалисты рекомендуют пользоваться услугами надежных муниципальных, а также крупных сетевых аптек, где вероятность приобретения фальшивки ниже, чем в коммерческих аптечных ларьках.
А где у нас товарный знак?
Минздрав РФ сообщил, что направил в свои территориальные органы предписания о проведении проверок и передаче данных прокуратуре об обнаруженных фальсифицированных валокордине и кларитине с целью изъятия и проведения розыска распространителей. По данным управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ, за последние четыре года количество поддельных медикаментов в России увеличилось в 10 раз. Сегодня от 5 до 20 процентов от общего объема рынка лекарственных препаратов занимают фальсификаты. Самые популярные из них – трихопол, мезим форте, тавегил и валокордин, реже встречаются ново-пассит, фестал и кларитин. «Чаще всего фальсификат – это пустышка или препарат, содержащий уменьшенное количество лекарственного вещества, которое не отвечает стандарту GMP (Good Medical Practice), – рассказал RBC представитель компании МОРОН, владеющей сетью аптек «Старый лекарь», Алексей Прозоров. – Фальсификат в лучшем случае не приносит никакого эффекта, а в худшем может быть опасен для здоровья».
«По своему составу фальсификаты могут быть даже идентичны оригиналу, – рассказал RBC daily начальник отдела рейтинговых проектов центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Николай Демидов. – Однако важным моментом в таком случае является отсутствие гарантий, предоставляемых производителем». Когда производитель ставит на упаковку медикамента свой товарный знак, он фактически расписывается в том, что несет ответственность за последствия приема лекарства. Понятно, что на продукцию, изготовленную мошенниками, соответствующие гарантии не распространяются. Вопреки привычному заблуждению, зачастую фальшивками оказываются и дорогие препараты. «Как правило, подделывают препараты, которые пользуются спросом, вне зависимости от их цены, – считает Николай Демидов. – Два главных фактора, которые в первую очередь волнуют мошенников, – это известная марка и гарантированный спрос».
Откуда идет «левак»?
География «левых» медикаментов за последние несколько лет сильно изменилась. Если раньше считалось, что их ввозят из-за границы, сейчас стало понятно, что значительная их часть делается в России, где подделки выпускают как на фармацевтических фабриках, так и в подпольных цехах. По данным Алексея Прозорова, много фальсификатов поступает с Украины и из стран ближнего зарубежья. Кроме того, много подделок ввозят из Юго-Восточной Азии. Причем, судя по всему, таможня не в состоянии остановить поток нелегальных лекарств.
Отслеживанием фальсифицированной продукции занимаются и фармацевтические компании. «Они наблюдают изменения объемов продаж и проводят проверки продукции, которая выставляется на продажу», – рассказывает Алексей Прозоров. Кроме того, производители часто публикуют в СМИ отличительные особенности упаковки оригинальных медикаментов, по которым их можно отличить от подделки. «Идентифицировать «нелегальные медикаменты» можно с помощью плакатов фирм-производителей, на которых перечисляются специальные отличительные знаки, – говорит г-н Прозоров. – Кроме того, можно попросить в аптеке сертификат соответствия на любой из медикаментов». Впрочем, по мнению Николая Демидова, скопировать упаковку зачастую дешевле и проще, чем изготовить сам препарат, а сертификаты соответствия понятны далеко не всем. «Большинство покупателей не спрашивают в аптеках сертификаты соответствия, – считает аналитик «Фармэксперта». – В идеале, этим должны заниматься аптеки».
«RBC daily».