Возможно ли это при том, что в нашей стране за год в дорожно-транспортных происшествиях погибает 32 тысячи жителей (население небольшого города) и 29 тысяч из них – из-за вождения автомобиля в нетрезвом состоянии? Что думают об этом ярославцы: автомобилисты, пешеходы, руководители ГИБДД, врачи?
Дагмара МИХАЙЛОВА, просто пешеход:
– В сегодняшней обстановке, когда транспортный поток на улицах растет в геометрической прогрессии, а улицы, увы, не расширяются и не оснащаются подземными переходами, нам не стоит гнаться за европейцами. Опасно разрешать даже глоток алкоголя за рулем.
Вячеслав КАРНИЗОВ, водитель с шестилетним стажем:
– Я просто удивлен, что кто-то в правительстве хлопочет о льготах для пьяниц. У нас и трезвые-то через одного машину водить не умеют и правил не знают. Наверное, где-то покупают права. Для меня невозможное дело – сесть за руль под кайфом. Такое может себе позволить только очень бесшабашный человек, которому ни своя, ни чужая жизнь недорога. Если новые правила действительно допускают присутствие алкоголя в крови у водителей, то их наверняка пролоббировали в правительстве пивные магнаты.
Андрей СИРОТКИН, заместитель начальника областного управления ГИБДД:
– Я читал весь этот бред в газетах о новых правилах. Авторитетно заявляю: никаких послаблений для пьяных за рулем они не содержат. Контроль и спрос будут такими же строгими. А весь сыр-бор разгорелся из-за нового Административного кодекса, вступившего в действие в прошлом году 1 июля. Там продекларирован новый порядок медицинского освидетельствования. Старые инструкции в связи с новым кодексом силу утратили, а новых не было. И вот сейчас они приказом Минздрава введены. Хочу сказать, что порядок и критерии освидетельствования теперь прописаны более четко, вместо протокола введена единая форма акта. Это будет способствовать объективности оценки состояния водителей, но нисколько не повлияет на строгость мер к нетрезвым участникам движения. Норма, допускающая содержание 0,5 промилле в крови, приказом установлена только для тех случаев, когда участник движения в результате аварии не может пройти полное обследование по всему набору клинических признаков. То есть он серьезно ранен, контужен или даже погиб при столкновении, и необходимо выяснить, не его ли состояние за рулем стало причиной дорожно-транспортного происшествия. Вот для чего нужна эта норма. Во всех остальных случаях даже 0,2 промилле могут служить одним из указаний на то, что водитель нетрезв.
Был буквально до прошлой недели правовой вакуум в одном вопросе. В новом кодексе сказано, что основание для задержания транспортного средства, водитель которого подозревается в нетрезвом состоянии, определяет Правительство РФ. А правительство соответствующего подзаконного акта так и не издало. Был даже судебный прецедент с водителем из Петербурга. Его машину задержали на основании постановления мэра города. Верховный суд решил, что такие правила может устанавливать субъект Федерации. И губернатор нашей области в прошлый понедельник подписал постановление о таком порядке.
Валерий МЕЛЬНИКОВ, главный врач областной наркологической больницы:
– Мне всю эту неделю после приказа Минздрава звонят водители и руководители транспортных организаций. Вот, мол, у нас теперь европейские нормы, а вы по-старому записываете чуть выпивших в пьяницы. Хочу подчеркнуть, что граница в 0,5 промилле установлена только для тех, кто попал в аварию и не может быть доставлен в больницу, на фельдшерский пункт или в передвижную экспертную машину, имеющие по новым правилам соответствующую лицензию. Правилами установлен больший набор клинических признаков определения состояния водителя. Перечислены шесть критериев отклонения от психофизических норм, по которым инспектор ГИБДД вправе отправить водителя на медицинское обследование. Там не только проведут алкотест не менее чем по двум приборам, но и проверят нарушение психики, координации и с учетом результатов лабораторных исследований сделают вывод о том, имел ли право этот человек находиться за рулем. И алкоголь в этом анализе не главное. Опьянение любым психоактивным веществом является нарушением правил. Водитель должен быть здоров, трезв физически и психически.
Записал Андрей СОЛЕНИКОВ.