В воскресенье у речников профессиональный праздник. Если раньше эта профессия привлекала молодежь, то сейчас того и гляди отмечать этот замечательный день будет некому. Как считают скептики, пассажирскому, и особенно скоростному, флоту существовать осталось недолго. Слишком он нерентабельный: и судоходный сезон недолог, и пассажиров мало. В эти тяжелые времена неплохо выживает лишь грузовой флот. Тихоходы-речники медленно, но верно отвоевывают свое место под солнцем.
Хоть и говорят, что из песни слова не выкинешь, в нашем случае придется. Если кораблем – и его капитаном – Александр Николаевич Громов быть согласен (в каковом качестве и пребывает уже более трех десятков лет), то вот водолазом – ни в какую. В том смысле, что уверен: его судно из-под воды доставать не придется. Начинал Громов свою капитанскую карьеру почти что на «Титанике» – двухпалубном корабле «Парижская коммуна», на котором под другим названием (потерянным во времени) катались еще в царской России. За полстолетия, к практике Александра Николаевича, былой лоск корабля поистерся, но все равно впечатляло его внутреннее убранство: дубовая мебель, огромные зеркала, много меди и бронзы. – А сейчас наши корабли вообще срока годности не имеют. Подлатают – и опять в путь. Вот и «Парижскую коммуну» последний раз видел в девяностых годах – только тогда ее списали. Толкач «Шлюзовой-9» достался Громову в жутком состоянии. Практически весь – за исключением машинного отделения – выгорел. Как выяснилось в разговоре, именно тогда и произошла в некотором роде виртуальная встреча капитана с нашей газетой. Услышав во время беседы о горевшем корабле, наш фотокор вдруг вспомнил: «Так это ж я его, когда был пожарным, тушил!» И два неожиданных очевидца начали вспоминать о былом. Тогда на улице жуткие морозы трещали, вода из пожарных рукавов замерзала на лету. Железная обшивка корабля полыхала факелом. Но отстоять машинное отделение, где баки были заполнены топливом, все же удалось. Вот на капитанский мостик такого корабля-инвалида и взошел Александр Громов. К этому времени опыта в дальних плаваниях он уже успел поднабраться: и людей, и грузы возил по сибирским рекам – Оби, Иртышу. – На пассажирских, конечно, с людьми интересно общаться. Но в плане профессиональном гораздо привлекательнее работать на грузовых. Ко всем подстроиться нужно. Это только с виду они одинаковые, норов у каждого свой. Основной маршрут громовского толкача пролегал по каналу имени Москвы, чаще всего строительные грузы перевозили. Туда и обратно обернуться, если на шлюзах в очереди не застрянешь, за два дня можно. За бесконечное множество речных путешествий выучил Александр Николаевич не только все мели, но и мельчайшие детали. Говорит, высади его в любом месте канала – назовет километр. Долгими ночами в пути, чтобы не терять бдительность, наш капитан распевал песни. Громко, старательно. Заодно и команде спать не давал. – Когда я петь начинал, многие сбегались. За ночь весь репертуар переберешь. Сейчас речной волк передал свой толкач подрастающей смене. Несколько месяцев назад уговорили его стать капитаном-наставником. К обязанности своей относится ответственно, но с некоторой печалью: за штурвал тянет. Марина НИКИТИНА. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.