О том, насколько серьезно стоит сегодня проблема безрецептурного отпуска лекарств, распространения неэффективных препаратов и препаратов, наносящих вред организму человека, шла речь на межрегиональной конференции «Основы рационального применения лекарств», проходившей на прошлой неделе в Ярославле. Главный клинический фармаколог Минздрава России Юрий Борисович Белоусов порадовал ярославских специалистов словами: «В вашем городе отлично развито практическое здравоохранение, и новые идеи здесь быстро всходят». Хотелось бы согласиться с этой фразой, но... В аптеках Ярославля, как и любого другого города России, продается огромное количество лекарственных средств, запрещенных в других странах. Профессор Москов-ской медицинской академии Павел Андреевич Воробьев представил аудитории три группы препаратов, условия продажи которых в аптеках необходимо срочно пересмотреть.
К первой группе относятся неэффективные лекарственные средства. Проще говоря, в ходе проведенных клинических исследований, их лечебное воздействие не доказано. К таким относятся иммуностимуляторы (тактивин, акулий хрящ), антиоксиданты (пирацетам), вытяжки из крови скота, ноотропы (ноотропил) и биологически активные добавки. Их многие фармакологи вообще предлагают изъять из продажи в аптеках – в некоторых из них содержатся токсические, наркотические вещества, а должного контроля за их распространением нет, так как они вообще не относятся к лекарственным средствам. Кроме того, никто не знает, как гремучая смесь из прополиса, кошачьего когтя и грибов отразится на нашем здоровье.
Ко второй группе относятся ненужные лекарства. Это препараты для снижения веса (потом все равно наберете), лекарства, «улучшающие мозговую деятельность», препараты для лечения и профилактики гриппа (к ним был причислен и дибазол, на котором производители сделали неплохой капитал), препараты, повышающие иммунитет, и лекарства, выводящие шлаки из организма.
Но это все цветочки. Холодок по спине побежал, когда разговор зашел о третьей группе лекарственных средств – тех, что приносят человеку не столько пользу, сколько вред. В их число попали антибиотики. Оказалось, что ими грипп лечить просто недопустимо (мы привыкли как раз к обратному), так как это приводит к росту опухолей, причем не всегда доброкачественных. Вторым страшным лекарством был
назван такой незаменимый для нас анальгин. Его наше население кушает и при зубной боли, и при желудочной, и при менструальной. Между тем, в западных странах он уже давно не используется (у нас продается без рецепта), так как поражает почки, печень, провоцирует язву желудка.
Коммерческий век диктует новые законы, один из которых гласит: «Если есть лекарство – нужно изобрести болезнь». В стране появляются чудо-лаборатории, которые на спонсорские деньги разрабатывают фармацевтические новинки. Чаще всего они не эффективны при лечении уже известных болезней. А с экранов телевизоров публику уверяют, что каждый второй россиянин болен синдромом хронической усталости, каждый пятый мужчина страдает импотенцией, а у каждого десятого, простите, запор и засорение кишечника. Нас постоянно убеждают, что все мы больны и просто не выживем, если не приобретем то или иное лекарство. По мнению участников конференции, реклама приобрела характер организованной преступности, поэтому фармакология нуждается в жестком контроле за безопасностью лекарственных средств.
На сегодня в сборнике лекарственных препаратов Видаля насчитывается более 17000 наименований лекарств, реально же, по мнению профессора фармакологии Воробьева, необходимо три – пять тысяч. Может, тогда многие наши врачи смогут делать более правильные назначения (17000 лекарств не запомнит ни один врач), а провизоры перестанут выполнять роль терапевтов, консультируя больных, которые обходят поликлинику стороной.
Помимо коммерческой проблемы, существует, по мнению ярославского профессора Хохлова, проблема безрецептурного отпуска лекарств населению. Представьте только, около 50 процентов лекарств в наших аптеках продается без рецептов. Невольно возникает вопрос: какие еще неведомые болезни при таком самолечении нас ожидают в будущем?