– Здоровьем нынешняя молодежь похвастать не может: из каждой тысячи призывников 239 человек непригодны к военной службе.
– И чем же болеют молодые, в цветущем возрасте люди?
– На первом месте – психические расстройства: 52 случая из 1000. Чаще всего встречаются олигофрения и психопатия. Далее – заболевания нервной системы, которые преимущественно являются следствием черепно-мозговых травм: 36 человек из тысячи. Третье место можно отдать заболеваниям кост-но-мышечной системы, и уже потом – болезни органов пищеварения и бронхиальная астма.
– Виктор Петрович, почему так много случаев психических расстройств?
– Это проблема социальная: все зависит от условий, в которых растут и воспитываются наши дети. Ни для кого не секрет, что городской парень после окончания школы имеет больше шансов поступить в вуз, а значит, получить отсрочку на время обучения. Поэтому среди призывников больше ребят из сел и деревень, которые зачастую, кроме посредственного школьного образования, пьяных дискотек и драк, ничего не знают. А в шести районах Ярославской области врачи-психиатры просто отсутствуют. Так о каком психическом здоровье наших призывников можно сегодня вести речь?!
Но и городской-то молодежи повезло ненамного больше, разве в том только, чтобы «откосить» от армии, как теперь говорят. Но у меня, государственного человека, сердце болит за будущее. Где целенаправленная молодежная политика? Резко сократили число детско-юношеских спортивных школ, для многих ребят летние лагеря отдыха недоступны из-за дороговизны путевок. Для сравнения: первая доза наркотика в основном бесплатная, поэтому за год наркомания возросла в 4 раза, заражение сифилисом – в 6 раз, а число ВИЧ-инфицированных увеличилось вдвое.
Еще раз вернусь к семейному воспитанию. Семьи сейчас редко бывают полными. А парню нужно мужское воспитание: и крепкая дисциплина, и занятия спортом. И еще не могу не отметить проблему, которая здесь, на врачебной комиссии, бьет в глаза: кто-то в государстве должен контролировать здоровье девочек. Смотрите, заболевания парней сифилисом, СПИДом мы выявляем в 15 лет, а девушки, их подруги, любимые, начинают лечение либо после беременности, либо, того хуже, после аборта. Так откуда же взять нам здоровых детей, будущих защитников Отечества?
– Ситуация устрашающая. А можно ли хоть как-то изменить ее к лучшему?
– Конечно. В школах возрождают военно-патриотическое воспитание – это уже большой плюс. Когда-то в средних учебных заведениях обязательно работали кружки и секции, медики внимательно следили за здоровьем школьников. Надо снова это поставить во главу угла социальной политики, и в армию пойдут служить уже не те, кто «годен с незначительными ограничениями», а «годные без ограничений».
– Особую настороженность вызывает рост заболеваемости бронхиальной астмой. Это как-то связано с экологической обстановкой?
– Разумеется, экология играет не последнюю роль. Но известно, что врачи себя подстраховывают: если диагноз поставлен ребенку в ясельном возрасте, а впоследствии нет ни приступов, ни осложнений, все равно его с учета не снимают. Иными словами, здесь мы часто сталкиваемся с гипердиагностикой. На моей памяти случай, когда парень был признан непригодным для прохождения службы в армии, хотя служить стремился: в карточке значился диагноз «бронхиальная астма». Молодой человек доказывал врачебной комиссии, что приступов не было по меньшей мере лет 10, но мы ничего не могли поделать.
– Вы рассказываете это, Виктор Петрович, а у многих читателей другие факты: по данным лечащего врача, человек болен, а по вашим показателям – здоров и готов к прохождению службы.
– Согласно постановлению Правительства РФ № 390 от 20.94.95 есть несколько категорий призывников: годен к военной службе, временно не годен (нуждается в лечении), ограниченно годен (не годен в мирное время), не годен к военной службе (снят с военного учета по инвалидности). Конечно, годных к военной службе без ограничений абсолютное меньшинство. А что касается медосмотров в военкомате, то мы, диагностируя заболевания у молодых людей еще в 15 – 16 лет, не бездействуем, а даем направления на лечение и операции. Но, повторю, проблемы в социальной политике – и на общероссийском, и на местном уровне – создают каждый раз напряженность с призывом в армию и формируют к ней негативное отношение. А ведь армия-то наши границы, нас защищает! Об этом помнить надо всем.
Беседовала