Кандидат медицинских наук Борис Шугаев еще в 1998 году разослал во все местные средства массовой информации статьи о возможностях ярославских медиков заниматься эндоваскулярной хирургией и кардиомиопластикой. Доводы его были такими: смертность жителей области от болезней сердца и инсультов растет, а медикаментозное лечение не решает всех проблем. Уровень же кадров, подготовленных в медакадемии и прошедших практику по сосудистой хирургии в специализированных клиниках, достаточно высок, чтобы успешно заниматься этими операциями. Тем более что в Иванове и в Архангельске к этому времени их уже делали! Аргументы чиновников от медицины, к которым неодно-кратно обращался Шугаев, сводились к тому, что у нас много других достижений, коими соседи похвастать не могут. А необъятное, как известно, объять невозможно.
Борис Шугаев так и умер, не добившись спасения сотен жизней земляков и не узнав, что его идея об аортокоронарном шунтировании, ангиопластике и эндоваскулярной хирургии в Ярославле поддержана-таки, причем на самом высоком уровне. Губернатор Анатолий Лисицын обязал представить в апреле на утверждение администрации области программу развития кардиохирургии.
Такому повороту дел помогла встреча Анатолия Ивановича со знаменитым хирургом Акчуриным, побывавшим в марте в Ярославле на межобластной конференции кардиологов. Обстоятельная беседа с ним, а также с главным кардиологом области Сергеем Ерегиным и Алексеем Качурой, главным неврологом области, убедила губернатора в том, что деньги на оборудование для эндоваскулярной хирургии найти надо: статистика смертности и инвалидности населения Ярославской области из-за цереброваскулярных заболеваний, к которым относят инсульты и инфаркты, просто ужасающая.
– У нас в два раза выше, чем в среднем по России, число людей, страдающих этими недугами, – говорит А. Н. Качура. – За год цифра увеличилась на 11 процентов, причем страдают люди в возрасте от 25 до 60 лет. 300 – 400 человек ежегодно становятся инвалидами, из них 10 процентов – инвалидами первой группы, за которыми нужен уход.
– К сожалению, лекарственная терапия малоэффективна в таких случаях, – рассказывает главный врач областной клинической больницы Олег Белокопытов. – Требуется хирургическое вмешательство: в суженный больной кровеносный сосуд вводят баллончик, под давлением расширяющий сосуд до нормальных размеров, восстанавливается ток крови. Если не поможет это, в сосуд вставляют металлическую трубочку, восстанавливая его диаметр. Кровь поступает в необходимый участок сердечной мышцы. Угроза ишемии или инфаркта миокарда отступает.
Пока в областной клинической больнице эти операции не проводят: нет оборудования, стоимость которого 2,5 млн. долларов. Таких денег, разумеется, у самого лечебного комплекса и не предвидится. Из требуемых на год 168 млн. рублей больница получает 46 процентов. Тут уж не до дорогих кардиографов и ангиографов! Заработать самостоятельно 2,5 млн. долларов медикам нереально: хоть Минздрав разрешил подведомственным ему учреждениям оказывать платные услуги, но не больше 10 процентов от бюджетных поступлений. И – точка.
Впрочем, у больницы есть богатые спонсоры. На их деньги как раз заканчивается евроремонт реанимационного отделения: пластиковые окна, пластиковые двери с домофоном, суперлинолеум на полу. Но это 1 млн. 700 тыс. рублей, а не долларов, к тому же у спонсоров и помимо ремонта большие «нагрузки»: за их счет врачи повышают квалификацию, дают возможность тем же кардиохирургам бывать на съездах, симпозиумах, конгрессах, изучать достижения своих коллег. Логично предположить, что следующий шаг – закупить оборудование для проведения операций – должна сделать
команда губернатора.
Главный невролог области Алексей Качура заметил, что перед инсультом все равны: эффективную экстренную помощь можно оказать только сразу, а при ишемическом инсульте – это операция. Дай Бог, чтобы хоть этот довод специалиста вдогонку доводам Бориса Шугаева услышали ярославские чиновники от медицины и задумались наконец серьезно о собственном здоровье и здоровье жителей области.
Фото Вячеслава Юрасова.