В советские еще времена была очень популярна ходившая на кассетах юмореска Михаила Жванецкого по поводу лекарств. Смех сквозь слезы вызывал у граждан вопрос писателя: почему наши лекарства, в отличие, например, от швейцарских, не лечат? «И что самое противное, – изумлялся Михал Михалыч, – названия у них одинаковые». Много корвалола утекло с тех пор. В наших аптеках появились те же самые препараты, что в Цюрихе или Женеве. Но в последнее время ситуация развивается так, что юмореска Жванецкого двадцатилетней давности вновь стала актуальной.
В первые месяцы нынешнего года во всех российских аптеках резко поднялись цены на лекарства. Нельзя сказать, что это произошло неожиданно: о том, что с 1 января на лекарства вводится налог на добавленную стоимость – НДС, было известно заранее. Но правительство почему-то надеялось, что цены вырастут на 5 – 6 процентов. Реально же разные виды лекарств стали на 30 – 60 процентов дороже. А некоторые подорожали вдвое.
Почему же правительство и Дума в очередной раз сели в лужу? Ответ прост и скрывается в самом механизме лекарственного ценообразования. Происходит оно следующим образом. Когда фармацевтическое предприятие закупает необходимое сырье и производит полуфабрикат, оно уже уплачивает НДС в размере 10 процентов (и 20, если сырье импортное). Следующий этап – изготовление и фасовка препаратов – дает рост еще на 10 процентов. Продажа препаратов крупным оптовикам «накидывает» очередные 10 процентов. Таким образом, если даже аптека не пользуется услугами мелких оптовиков (что дало бы еще 10 процентов удорожания), то все равно цена препарата после введения НДС автоматом вырастает на 30 процентов как минимум.
Самое смешное – и одновременно грустное – во всей этой ситуации состоит в том, что летом прошлого года, когда вопрос о введении НДС на лекарства только обсуждался, в Госдуме России прошел «круглый стол», в работе которого помимо не искушенных в фармации депутатов приняли участие представители Минздрава, Таможенного комитета, фармацевтических фирм и аптечных предприятий. Специалисты в один голос уверяли депутатов, что после введения НДС розничные цены на лекарства вырастут на 30 – 40 процентов. Но депутаты пошли на поводу у правительства, для которого главное – собрать деньги. И результат не заставил себя ждать.
Вот лишь несколько примеров того, как изменились цены на лекарства в аптеках Ярославля. Сердечное средство арифон после введения НДС подорожало со 100 рублей за упаковку до 225, цена препарата кавинтон, способствующего мозговому кровообращению, выросла со 110 до 120 рублей, нормализующего давление капотена – с 70 до 124 рублей.
Более того, удорожание лекарств отразилось и на работе бюджетных медучреждений. Они и так вынуждены были экономить на всем. Теперь же им приходится экономить не только на инвентаре, но и на лекарствах. То есть приобретать не то, что лечит, а то, что подешевле.
А в аптеках стали вновь наблюдаться сцены, знакомые по временам дефолта: старики приобретают упаковку лекарства в складчину, одну на двоих, а то и на троих – на большее средств не хватает.
На ситуацию, созданную руками законодательной и исполнительной власти, не замедлил прореагировать Михал Михалыч. Но не сатирик Жванецкий, а его тезка премьер-министр Касьянов. Он выразился в том духе, что в росте цен виновато не правительство, а аптекари, которые наживаются на людской беде.
Между тем аптекари в списке пострадавших от введения НДС стоят сразу же после больных. Небогатые наши сограждане стали покупать лекарств меньше и реже. Соответственно удлиняются сроки реализации медикаментов, что для аптек – нож острый.
Сократился и ассортимент препаратов, поскольку невыгодно иметь запасы дорогостоящих лекарств. Теперь, если вы не нашли в аптеке нужной таблетки, вам посоветуют ее заказать. Но лекарство, как правило, нужно человеку срочно, и не каждый может ждать несколько дней, а то и недель, пока аптекари найдут у оптовиков или производителей нужный препарат. В общем, получается замкнутый круг: НДС ведет к удорожанию лекарств, удорожание снижает спрос, снижение спроса ведет к сокращению производства лекарств. А в итоге «здоровье нации», о котором вдруг вспомнили в самых высоких кабинетах, неуклонно ухудшается.
Правительство решило «разрулить» ситуацию за счет введения на целый ряд препаратов так называемых реестровых цен, выше которых лекарства в аптеках стоить не должны. Чем это обернется – тоже понятно всем, кроме, может быть, правительства. Аптекари себе в убыток работать не будут, а значит, целый ряд лекарств просто исчезнет из продажи. А вслед за этим начнут закрываться и сами аптеки.
Руководители ведущих фармацевтических предприятий направили обращение председателю Государственной Думы России Геннадию Селезневу, в котором подробно рассказали, к чему приводит введение НДС на лекарства и изделия медицинского назначения. Но, как показывает практика, эффективность таких обращений очень невелика. О последствиях своих действий власти задумываются только тогда, когда уже бывает поздно.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.