четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 05 декабря 2002

Автографы древних

Вспоминая свою смоленскую родину, дедушка мой не упускал случая упомянуть «косую риску». Если нарисовать на бумаге – ничего особенного, просто наклонная палочка. Но в деревне все знали, это их знак. «Косая риска» была на колышке, вбитом на границе принадлежащего им клочка земли. Ею клеймили домашних животных – не помню, правда, каких. Дедушка говорил, что судьба метит «косой риской» всю нашу родню. У него самого был такой небольшой шрам на руке, у моей мамы – под подбородком. Однажды в детстве сильно рассекла левую бровь и я, несколько лет после того шрам был очень заметен.

автор Татьяна ЕГОРОВА.

 

Никогда не думала, что эти, такие личные воспоминания могут представить хоть малейшую научную ценность. Поделилась ими случайно, к слову, с доктором исторических наук Андреем Евгеньевичем Леонтьевым, когда он показывал археологическую экспозицию музея «Ростовский кремль». Среди экспонатов был некий предмет, испещренный на первый взгляд случайными линиями. Я вспомнила про «косую риску» и получила неожиданно лестный отзыв. «Очень интересно!» – сказал Леонтьев. Почему именно, я поняла только недавно, на археологической выставке «Тысячи лет под землей», которая работает сейчас в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике. Первое, что бросается в глаза, когда входишь в зал, уставленный застекленными витринами с находками археологов, – выразительные панно по периметру зала. На белой бумаге черным изображены таинственные знаки – черточки, круги, стрелы, кресты. Некоторые схематично напоминают лодку, солнце. Изображения на панно – это увеличенные копии тех, что были обнаружены на керамических сосудах, монетах, гребнях, других предметах, пролежавших в земле от многих сотен до нескольких тысяч лет. Копии, потому что большинство из них невооруженным глазом рассмотреть трудно. Впрочем, есть исключения. В центре зала – находки так называемой фатьяновской культуры. Могильник у села Фатьянова недалеко от Ярославля открыл нам в свое время целый народ, живший в наших краях более трех тысяч лет назад и до того неизвестный науке. Тех людей так и назвали – фатьяновцами. Ни на какие другие не похожи фатьяновские сосуды – почти идеально круглые глиняные шары. На крышке одного из них – разбегающиеся во все стороны солярные (солнечные) лучи. Солнце – один из самых почитаемых богов языческой Скандинавии. Ученые считают фатьяновцев протобалтами, народом, пришедшим с территории нынешней Литвы и Белоруссии. Древние знаки, рисунки и надписи, сделанные чем-то острым на различных предметах, называются граффити (от итальянского слова graffiti – нацарапанные). Их стали изучать в мире недавно. Как и берестяные грамоты, ученые относят их к принципиально новой категории исторических источников. В результате открылся доступ к интереснейшей информации. В 1973 году у деревни Большое Тимирево, километрах в двух от южной проходной НПЗ, был найден клад восточных монет, зарытый в землю еще до памятного единоборства Ярослава Мудрого с медведем – в конце IX века. На некоторых монетах археологи обнаружили явно не случайные царапины, в одном случае это оказалась даже руническая надпись, расшифрованная позже как «бог». Подобные граффити находят и на монетах в шведских кладах – перед нами явное свидетельство связей древнего поселения, существовавшего в окрестностях Большого Тимирева со Скандинавией. В книжке, написанной в соавторстве с двумя другими учеными, питерским археологом, доктором наук Игорем Дубовым, который вел раскопки в Большом Тимиреве, собрана масса интересных сведений о граффити. Специалисты, работавшие там, обратили внимание на то, что изображения, процарапанные (в науке принято именно это слово) на монетах, часто те же, что встречаются на керамике, на кирпиче. Может быть, это тамги, знаки собственности? В пользу такой гипотезы говорит то, что знаки прочерчены уже на обожженной глине, то есть на готовой вещи. Академик Б. А. Рыбаков, изучавший граффити в виде княжеских знаков, писал, что они ставились «на слитках серебра, принадлежавших князю, на княжеских товарах, отправлявшихся за границу. Княжескими знаками метили свои орудия производства ремесленники-холопы, работавшие на княжеском дворе, – гончары, кирпичники, златокузнецы. Княжескими знаками был помечен весь живой и мертвый инвентарь княжеского хозяйства – кони, бортные урожаи, земля». Впрочем, есть и другие объяснения. Исследователь подобных знаков на античных сосудах предположил, что это инвентарная нумерация, пометы торговцев, может быть, обозначения цен. Один шведский ученый считает, что нашел шесть причин появления граффити на монетах. Это проба качества металла. Разметка для последующего деления монеты. Пометки, которые делали при подсчете крупных сумм. Метки владельцев. Магические или религиозные знаки. Выражение художественных наклонностей людей прошлого. Число гипотез продолжает множиться. Появилось предположение, что арабские дирхемы с граффити могли играть роль пломб на связках драгоценных шкурок или других товаров. Самая большая удача – когда граффити удается прочитать, пусть даже предположительно. В том же Большом Тимиреве нашли чашечки от весов с арабской надписью, которую перевели как «налог» или «подать». Уже через несколько лет после завершения раскопок там же, на перепаханном поле возле НПЗ, археологи подняли аметистовую вставку от перстня с подражанием арабской надписи: «Клянусь Аллахом». Напомним, из какой древности эти письмена: поселение здесь перестало существовать еще до крещения Руси! Впрочем, в большинстве случаев граффити прочитать невозможно. А как бы хотелось! Сколько бы они рассказали! Увы, такие находки – большая редкость, каждая новая поэтому становится целым научным событием. Тимиревский клад до сих пор остается одним из самых впечатляющих археологических открытий последнего времени во многом благодаря граффити. Он послужил толчком к изучению всего монетного собрания Государственного Эрмитажа. Монеты с граффити находят и в других наших местах. Одна из них была обнаружена в селе Угодичи под Ростовом в 1914 году, но граффити на ней выявили совсем недавно, когда всерьез заинтересовались такими «царапками». Монета эта из клада, зарытого в землю не позже начала Х века. Множество граффити во всем мире, к сожалению, уже навсегда потеряно для науки. Иногда удается ухватить послание из прошлого в последний момент, за самый «кончик». Вот история, которая может вдохновить молодых исследователей. В уезде Симятичи под Белостоком в 1945 году крестьянин во время пахоты нашел клад. Ни золотых, ни серебряных монет в нем не оказалось, и он забросил их на чердак. С ними играли дети, какие-то попали на женские украшения, конскую сбрую – специалисты узнали о кладе уже в наше время. Пошли по дворам, собрали 935 монет, датированных IX веком, на тринадцати из них оказались граффити. Граффити находят в разных странах. Сколько лет этому способу передачи информации – никто не знает. Я вспоминаю нашу «косую риску». Она дожила с дописьменных времен до начала ХХ века, а память о ней – до ХХI. Удивительно! На рисунке: образцы граффити, обнаруженные на древних монетах.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • С песней – по Волге В этот день прохожие на улице Чайковского удивленно крутили головами: из-за ограды Дома-музея белорусского
  • Хорошо сидят В области завершена федеральная проверка следственных изоляторов и тюрем. Как сообщил газете начальник
  • После выступления «Северного края» В номере «Северного края» за 24 марта в материале «Разговор глухого со слепым» мы писали о том, что жильцы