В школе села Вощикова, что в Пошехонском районе, состоялся семинар для педагогов района по технологиям, сберегающим здоровье. Сюда приехали директора школ, их заместители по учебновоспитательной работе, сотрудники управления образования администрации района. Им рассказали, как идет реализация проекта, начатого два года назад, показали уроки с применением этих технологий, состоялось токшоу «Курение и подросток», а в итоге – обсуждение, где приезжие педагоги вносили предложения, как лучше решать возникшие проблемы.
Необходимость в новых подходах к вечной теме здоровья возникла у вощиковцев, когда в их коллектив влились еще два – из школы, закрытой в соседнем селе, и детского дома, переведенного сюда из города (из 95 учащихся сейчас тут 23 детдомовца). Атмосфера стала напряженной, число конфликтов возросло. Кроме того, сказались годы, проведенные в помещении, не подходящем для занятий. Его приспособили под классы, когда школьное здание сгорело. Новое же выстроили всего пять лет назад. В результате диспансеризация учащихся показала: «к первой группе здоровья можно отнести лишь два процента ребят» – только два ребенка оказались ничем не больны. Нужно было принимать меры. И тут кстати подоспела тенденция к составлению разного рода проектов, на которую стало нацеливать сельские учебные заведения управление образования района. Жизнь заставляет: если маленькая школа чемто не отличится – того и гляди, закроют.
В Вощикове организовалась команда стратегов. Директор Владимир Александрович Иванов – образец здоровой жизни: физкультурник и морж, купавшийся во многих целебных источниках Ярославской области. А также заведующая учебной частью Маргарита Львовна Хорошкова, заместитель по воспитательной работе Татьяна Викторовна Гундырина, социальный педагог Лариса Владимировна Федорова, психолог Светлана Анатольевна Смирнова. По мере развития событий к ним присоединялись другие: преподаватель в начальных классах Татьяна Алексеевна Бахирева прошла курс повышения квалификации по здоровосберегающим технологиям в институте развития образования, медицинская сестра детского дома Светлана Алексеевна Панкратьева получила сертификат по лечебной физкультуре (ЛФК), без учителя же физкультуры Игоря Юрьевича Лесничего дело бы вообще не пошло.
А начали с зубов. Очень просто: если кариес – в первую группу здоровья ребенок уже не попадает. В сельской амбулатории есть зубной врач. Но требовались деньги на пломбировочный материал. Его оплатил местный СПК «Прилив» – и детей лечили бесплатно. На ЛФК определились для занятий группы с легочными и сердечнососудистыми болезнями. Провели курс лечения хронического местного заболевания – диффузного увеличения щитовидной железы, связанного с плохим состоянием воды и водопровода. С плоскостопием тоже можно попробовать справиться: в кабинетах для начальных классов сделали ковровое покрытие, где ребятишки ходят без обуви, и уже есть положительные результаты. Психолог проводит занятия с каждой возрастной группой – число конфликтов снизилось, атмосфера в школе нормальная.
Но ничего никогда не получится, коли человек сам этого не захочет, даже если он еще маленький ребенок. Поэтому формирование стремления к здоровому образу жизни – главная задача. Без родителей тут не обойтись: полдня ученик в школе, а потом – дома. Здесь готовят почву для создания семейного клуба, постепенно вовлекая в мероприятия родителей. Сразу отозвались на призыв Татьяна Борисовна Блинкова, Татьяна Александровна Клевцова, Александр Альбертович Бахирев. Сопровождают детей в туристических поездках по области и дальше – в Загорск, Череповец, Вологду... В прошлом году девятый класс отказался от выпускного вечера в пользу такого путешествия. Побывали в Мышкине, Брейтове, разбили палатки на берегу Рыбинского водохранилища, возвращались через Угличский и Борисоглебский районы, купались в источнике святого Иринарха.
Есть проблемы, с которыми справиться трудно, поскольку «заедает среда»: ну что сделаешь с рекламой пива и торговцами, которым штраф – ничто по сравнению с доходами от продажи алкоголя несовершеннолетним? Педагоги внушают подросткам идею об индивидуальности в противовес массовому сознанию, грубо говоря – стадности. Чтобы разбудить личность, дают возможность самостоятельных решений в проведении внешкольных мероприятий: новогодний вечер и к Дню защитника Отечества школьники сами устраивали. С курением тоже надо бороться. На токшоу, которое проводили во время семинара, пригласили «живые примеры»: мальчик, куривший с девяти лет, рассказал, как бросил пагубную привычку и уже продержался до 15, а некий папа из воспитательных соображений принародно сознался, что его хроническое заболевание – от сигарет. Поможет ли это? Пока неизвестно, однако действовать надо и пробовать разные методы.
Проект рассчитан на пять лет. Два года принесли заметные результаты, и есть планы на будущее. Сверхзадача – построить спортзал. Увы, пока занимаются физкультурой на улице или в тренажерном кабинете детского дома. Еще – открыть в школе медпункт. Сейчас учащихся обслуживают сельская амбулатория и медработники детдома. Создать семейный клуб – для формирования среды, заинтересованной в здоровье детей в любое время дня, в каждом доме села.