Она первой рассказала взрослеющей дочери о том, что всю жизнь было темой запретной, - о родословной семьи: об отце, владельце ватной фабрики Кирилле Барляеве, его имении на берегу тихой подмосковной речки Лопасни, о доме дядьев, хозяев ситценабивного производства братьев Толоконниковых из села Угрюмова, что неподалеку от чеховского Мелихова.
Доктор Чехов лечил, держал на коленях соседскую девчушку - будущую Тамарину бабку Зину, "пользовал" рабочих фабрики. Когда подступила к Московской губернии эпидемия холеры, Александр Толоконников делом ответил на просьбу члена земского санитарного совета Чехова об открытии за счет фабрики холерных бараков.
По этим рассказам матери и бабушки Тамара позже написала семейную хронику под названием "Дом братьев". Соединила ее со стихами, дневниковыми записями, публицистикой; жанр своего многолетнего труда назвала она "мозаикой". Сравнивает ее с рисунком углем, "на случай, если ничего другого не успеет".
В обращении к читателям есть у нее такие строки: "Россия - Дом братьев... У меня есть мечта, и многие считают ее утопией. Но я верю, что жизнь на земле можно устроить так, чтобы все люди чувствовали себя братьями, и земля наша стала бы Домом братьев".
Образ дома встречается и в ее стихах:
Я ищу старый дом,
что томится пустой, бездыханный,
среди темных лесов,
на излучине малой реки.
И дальше:
Там родное мое.
Там хранится надежда и сила...
Рыкову еще до перестройки открыл читателям Василий Пономаренко, представив Тамару в газете "Юность" так: эти стихи "учат человеческому достоинству". По рукописи "жанровой мозаики", подборкам в газетах, коллективным сборникам Тамару Рыкову - редчайший случай - приняли в Союз российских писателей. Она участвовала во Всероссийской конференции молодых авторов, была приглашена на международный форум "Литературный экспресс Европа-2000".
Тем временем незаметно подкатила очередная круглая дата. О ней Тамара говорит: "Мне всегда пятьдесят плюс". Перед днем рождения (он будет в ближайшее воскресенье) мы рассматривали ее домашние папки, не спеша философствуя. По ее словам, печаль у нее в жизни одна - мамина смерть. "Других нет", - ставит точку в этой теме.
С радостями проще. "Две уже налицо", - сообщает всерьез и с полной откровенностью. Первая: мечтала о любви, настоящей, взаимной, и сие с ней и произошло. Вторая радость - стихи, победившие болезнь. Третья радость наступит, если выйдет в свет книга-исповедь "Не суетись, душа" - "мозаика", дополненная новыми стихами, с очерками о Доме братьев.
Показала готовый собственный оригинал-макет. На титульном листе - большое солнце, шелковые ленты лучей будто струятся на ветру, как на детских рисунках. Рядом красавец лев, хвост его задорно закручивается спиралью. На нескольких заставках куда-то скачут быстроногие кони.
Все, оказывается, не просто так. По восточному гороскопу Тамара Рыкова - Лошадь, по западному ее знак - Лев. "Выходит, я кентавр", - с неподражаемой поэтической непосредственностью выносит она свое резюме. И в том же духе наперед парирует все возможные вопросы про ее слегка фривольное, явно языческое солнышко. Дескать, светило наше всегда вне критики, ибо, как и Всевышний, едино для всех людей.
Только что в дополнение ко всем, вынужденно взятым
на себя амплуа - редактора, корректора, художника-оформителя, дизайнера - пришлось Рыковой принять на себя и еще одно, самое трудное: просителя денег на издание. Дело житейское, по совету знающих людей заявление об этом отправила она в тот адрес, что обнадеживает больше остальных. Томится теперь в ожидании ответа.
На снимке: ярославский поэт и прозаик Тамара РЫКОВА с мамой Ниной Кирилловной.