Долгое время историческая судьба была благосклонна к Великой, или Большой, Соли. Расположение на высоком берегу Волги защищало поселение от вражеских набегов. И в 1241, и в 1318, и в 1408 годах татарские орды прошли по низменному берегу, не затронув Большесолье, так что село росло и богатело. К началу ХVI века здесь было до 400 дворов, около 20 солеварен, на которых насчитывалось до 500 работников.
Располагались варницы на острове, образованном старым и новым руслом реки Солоницы, и поставляли в царскую казну только в виде натурального налога 276 пудов соли (да еще 100 пудов отдавали Толгскому монастырю и 4 - архимандриту Спасского монастыря в Ярославле). Если учесть, что, продав пуд соли, в то время можно было купить хороший дом, то можно себе представить масштабы тогдашнего преуспевания большесольцев.
Денег у владельцев варниц было достаточно, для того чтобы не только откупаться от окрестных феодалов, но и привлекать для работы на варницах свободных рабочих - так что Большие Соли ХVI века можно считать одним из первых очагов капитализма в России.
Но "соляной бум" и связанное с ним процветание оказались недолгими. Уже в 1539 году село было разграблено и сожжено казанскими татарами. С тех пор начался медленный, но верный его упадок. В 1572 году Иван IV специальным указом назначил Плес, Нерехту и Большие Соли в удел своему сыну Федору, а в 1583-м пожаловал варницы вместе с посадом купцам Строгановым. Но наладить производство им не удалось. К 1598 году в посаде осталось всего 70 жилых дворов, причем из них тяглых (то есть способных платить налоги) было всего 33. А в ХVII веке посад утратил самоуправление и был прикреплен к Горицкому монастырю. Во времена Петра Первого соляные источники истощились окончательно, и некогда процветавший центр солеварения захирел.
Так что к началу ХХ века он, по словам местного краеведа Кошелева, представлял собой "одно из тех мест обширной России, которые пережили славное прошлое, но ничем не замечательны в настоящем, кроме своей старины".
Не совсем справедливым было такое мнение: славились Большие Соли талантливыми художниками. Братья Сорокины - Евграф, Павел, Василий, Рафаил - известны были в России. Их ученики - Левитан, Серов, Коровин, Сергей Виноградов.
Вклад в сокровищницу русского национального искусства внес большесольский купец, архитектор-самоучка С. А. Воротилов. Одним из лучших артистов Мариинского театра стал уроженец Больших Солей Владимир Иванович Касторский. На 80 - 90-е годы ХIХ века приходится и расцвет таланта выдающегося русского скульптора, автора известных памятников А. С. Пушкину и тысячелетию России в Новгороде
А. М. Опекушина.
Но если слава их и гремела в столицах, то сами Большие Соли встретили начало ХХ века заштатным поселком Костромской губернии, как сообщается в справочниках, с 1285 жителями, 5 церквами, 4 картофелетерочными заводиками, 5 лесопилками, 8 кузницами, мельницей, маслобойкой, церковно-приходской школой и двумя
2-классными начальными училищами.
История, правда, все-таки дала Большим Солям шанс стать... первым в губернии центром постиндустриального предпринимательства: в моду входили курорты. Вспомнили и о соляных источниках на берегу Солоницы. Первые пробы воды из скважин были взяты здесь в 1912 году. В 1914-м из Петербурга пришло заключение: воды не хуже карлсбадских и могут способствовать лечению многих костных заболеваний. 11 марта 1915 года Большесольское общественное самоуправление решило создать на реке Солонице курорт. Началось даже строительство ванного отделения, но тут наступил год 1917-й...
Вспомнили о водах спустя 20 лет. Именно тогда, отмечая юбилей поэта-демократа Николая Алексеевича Некрасова, проведшего юные годы на этой земле в селе Грешневе и описавшего Большие Соли в поэме "Кому на Руси жить хорошо" под названием Усолово, и переименовали село в Некрасовское. А название "Большие Соли" сохранилось за курортом, открывшимся вскоре после Великой Отечественной войны. Популярна и минеральная вода с таким названием.
...Завтра у некрасовцев-большесольцев праздник - День поселка. Обязательно вспомнят земляки и годы минувшие, и о будущем поговорят. В него они смотрят с оптимизмом.