Поначалу предполагалось, что городские стационары и служба «скорой помощи» будут, как и прежде, лечить сельское население. А за услуги району придется платить городским медикам из своего бюджета. Однако на очередном заседании глава района Александр Китаев заявил, что намерен взять в свое ведение (и в собственность) город-скую больницу № 5, удобно расположенную на территории больничного городка – рядом с поликлиникой и санэпидслужбой района. Такое решение принял районный медсовет, в заседании которого участвовали представители всех медицинских учреждений села – центральной районной поликлиники, одиннадцати врачебных амбулаторий, 32 фельдшерско-акушерских пунктов и семи домов сестринского ухода, в которые превращены бывшие сельские стационары.
– На своем настаиваем, иначе сельская медицина рухнет совсем, – такими словами завершил свое выступление Китаев.
Члены разделительной комиссии не сразу пришли в себя: такого заявления от села никто не ожидал. Зампредседателя комиссии Андрей Антропов напомнил, что на одном из предыдущих заседаний было принято обращение к Анатолию Лисицыну с просьбой посодействовать в передаче району железнодорожной больницы или больницы водников, которые находятся в федеральной собственности. А пока вопрос решается, пусть селян лечат городские медики. Но Китаев сказал, что уже побывал в этих больницах и выяснил: ведомства не намерены отдавать свои стационары. Селу же своя медицина нужна сегодня.
Депутаты – члены комиссии попросили дать слово сельским специалистам. Но глава города Евгений Сдвижков заявил, что у него другое предложение: снять этот вопрос с обсуждения вообще, потому что ничего из этого не получится! Александр Китаев парировал: «В таком случае работа разделительной комиссии вообще теряет всякий смысл».
Сельские депутаты попытались воззвать к совести и благоразумию коллег, настаивали на том, что делить нужно так, чтобы в первую очередь обеспечить решение вопросов местного значения на территориях.
Почему району нужна своя больница? Аргументы сельского медсовета привел главный врач ЦРП Виктор Назимов. Во-первых, этого требует закон. В соответствии с до сих пор действующим приказом Минздрава СССР от 1976 года на 25 тысяч сельского населения обязательно должен быть круглосуточный стационар. По словам Виктора Назимова, городские больницы часто отказывают в госпитализации селянам или затягивают ее сроки, ссылаясь на отсутствие свободных мест. Это негативно сказывается на состоянии пациентов, и без того не обласканных медициной, часто с запущенными болезнями.
В отсутствие своего стационара усилия подразделений и служб районной поликлиники по восстановлению здоровья населения также оказываются неэффективными, поскольку не обеспечиваются координация действий и преем-ственность в работе между городскими больницами и «чужой» для них поликлиники. Своя же районная больница позволит сконцентрировать современное оборудование, высококвалифицированные кадры. Виктор Назимов подчеркнул, что если у района будет свой стационар, это позволит на порядок увеличить поступления средств из фонда медицинского страхования. Все медучреждения района после объединения под общей «крышей» смогут работать по одной лицензии, иметь единую бухгалтерию, кадровую службу, что позволит сэкономить немалые средства бюджета. Не случайно же сегодня в России трудно найти сельские районы, где нет своей больницы. А в Рыбинском районе весь «стационар» – это четыре койки в двух амбулаториях и восемь – в ЦРП.
Горожане пошли в наступление: в городе, дескать, и так не хватает стационарных коек. Правда, директор департамента здравоохранения Игорь Лапин так и не смог ответить на вопрос, действительно ли существует такой дефицит. Когда шла речь о закрытии больницы водников, специалисты департамента утверждали, что у города излишки коек.
– Когда город объединяли с селом, в районе не было своей больницы. Какие претензии сейчас? Отремонтируйте свои сельские больницы, постройте жилье для врачей, – такой выход предложил Лапин районным медикам.
Странно было слышать подобные речи от руководителя всей медицины округа – и город-ской, и сельской. Ему, как никому другому, должно быть известно, что сельское здравоохранение десять последних лет финансировалось по остаточному принципу. Интересы большого города всегда перевешивали. Три сельских депутата из 24 в Совете округа ничего не могли изменить.
Впрочем, позиция чиновников понятна: те, кто работает сейчас в администрации округа, в скором времени станут сотрудниками новой городской администрации. По-этому среди тех, кто согласился с требованиями селян, чиновников не было.