Восемь модернизированных вагонов оснащены самым современным медицинским оборудованием. Имеется спутниковая видеоконференцсвязь, позволяющая осуществлять консультации со специалистами ведущих медицинских центров страны. На случай посещения районов, где повреждены или отсутствуют линии электропередачи, состав оснащён своими дизельными генераторами. Медицинская и врачебная помощь пострадавшим от пожара людям будет оказана бесплатно. Кроме этого РЖД выделено 30 миллионов рублей для оказания помощи семи пострадавшим регионам. Как сказал начальник Северной железной дороги Василий Александрович Билоха: «Борьба со стихией – дело общее, а не частное».
Огонь – стихия, пожалуй, самая грозная. В связи с поставленной задачей поезд усилен врачами-специалистами: аллергологом, пульмонологом, педиатром, кардиологом, хирургами, психотерапевтами. Помощь последних необходима даже физически здоровым людям, оказавшимся в зоне стихийного бедствия. При подборе медикаментов также учитывалась специфика поездки.
Кроме 13 врачей в поезде 4 медсестры, 16 проводников (по два на вагон). Все доктора ярославские, кроме врача-рентгенолога. Как рассказал нам Александр Васильевич Чапыгов (на левом снимке), он приехал из Вологды пять лет назад, когда как раз и начал формироваться этот поезд. С тех пор передвижной центр побывал в Республике Коми, Ямало-Ненецком автономном округе, Архангельской, Вологодской, Ярославской, Костромской областях, на станции Курган Южно-Уральской железной дороги и на Гомельском отделении Белорусской железной дороги. В среднем продолжительность рейса составляет 16 – 17 дней, в этот раз планируется 10 – 14 дней в зависимости от обстановки. Рабочий день – 12 часов.
В этой поездке Александр Васильевич Чапыгов будет работать за двоих – совмещать работу врача и лаборанта – сорокалетний стаж врача-рентгенолога позволит справиться с усиленной нагрузкой. В ответ на мои опасения по поводу здоровья самого доктора – ведь рентген связан с усиленной дозой радиации – Александр Васильевич успокоил: всё предусмотрено – облучение будет меньше, чем во время прогулки ярким солнечным днём. Работы у рентгенолога ожидается много: угарный газ спровоцировал обострение хронических лёгочных заболеваний, усилилась нагрузка на сердце.
Травмы – тоже частое последствие разгула стихий. Рядом, в соседнем кабинете-отсеке, друг и соратник врач-хирург Владимир Аркадьевич Павлов показывает нам свои владения – всё, кроме инструментов – они стерильны и потому самым тщательным образом запакованы. Казалось бы – пространство невелико, но насколько продумано: и развернуться есть где, и в то же время всё под рукой. Кондиционер делает пребывание в поезде очень комфортным, и мы с удовольствием прошли по всему составу: целая поликлиника на колёсах. Есть даже кабинеты стоматолога и офтальмолога.
Пять лет назад, 17 июня 2005 года, передвижной консультативно-диагностический центр «Хирург Николай Пирогов» совершил свою первую поездку на Сосногорское отделение СЖД. Всего на сегодняшний день таких поездов пять. На Дальневосточной железной дороге – «Терапевт Матвей Мудров», на Красноярской железной дороге – «Доктор Войно-Ясенецкий (Св. Лука)», на Западно-Сибирской железной дороге – «Здоровье», на Восточно-Сибирской железной дороге – «Академик Фёдор Углов» и наш – «Хирург Николай Пирогов». Эти поезда предназначены для обеспечения специализированной высококвалифицированной консультативно-диагностической и профилактической помощи работникам железнодорожного транспорта и населению.
Инициатива создания передвижных консультативно-диагностических центров принадлежит вице-президенту по здравоохранению и работе с общественными организациями ОАО «РЖД» Олегу Юрьевичу Атькову. Доктор медицинских наук, профессор, Герой Советского Союза Олег Атьков в 1984 году совершил
237-суточный космический полёт на орбитальной станции «Салют-7». По возвращении на землю продолжил работу в Институте клинической кардиологии имени А. Л. Мясникова. С 2003 года Олег Атьков является президентом Российской ассоциации медицины железнодорожного транспорта. Олег Юрьевич сам пришёл проводить поезд и проверить его готовность перед отправкой.
______________________________________________________________
Удалённость населённых пунктов от лечебных учреждений (особенно в условиях крайнего Севера), отсутствие на протяжении десятилетий в небольших посёлках квалифицированной медицинской помощи – вот проблемы, которые решаются с помощью «поликлиник на колёсах», передвижных консультативно–диагностических центров (ПКДЦ).