При избыточном весе многократно повышается риск и частота развития артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца, сахарного диабета второго типа, атеросклероза. У больных с избыточным весом значительно чаще развиваются заболевания опорно-двигательного аппарата – остеохондроз позвоночника, полиартриты, хронический холецистит, желчно-каменная болезнь и даже некоторые виды опухолей.
Актуальность проблемы ещё и в том, что количество лиц, имеющих избыточный вес, значительно растёт: это составляет 10 процентов от их прежнего числа за каждые 10 лет. Такой интенсивный рост числа больных обусловлен прежде всего тем, что ожирение напрямую связано с образом жизни человека, и в настоящее время преобладают неблагоприятные факторы, которые способствуют нарастанию избыточного веса – гиподинамия, рафинированное питание с большой долей жиров.
К сожалению, в обществе, да и в сознании некоторых врачей ещё сильны представления, что ожирение – это личная проблема человека, прямое следствие ленивой праздной жизни и непомерного переедания. Так ли это?
Пищевые вещества по-разному потребляются и используются в организме. Долгое время считалось, что чрезмерное потребление мучного и сладкого, т. е. пищи, богатой углеводами, приводит к появлению избыточного веса. Биохимики давно выяснили, что в определённых условиях избыток углеводов действительно может переходить в жир. Наш организм не создаёт больших запасов углеводов – весь запас исчерпывается 150 – 170 граммами гликогена, который находится в печени и мышцах. Казалось очень логичным, что организм, который не в силах запасти большего количества углеводов, перестраивает их избыток в жир, который и откладывается. И принципиально такая возможность существует. Но когда этот вопрос стал изучаться более тщательно, выяснилось, что жир из углеводов мы строим только при очень большом одномоментном потреблении этих самых углеводов, порядка 300 – 500 г. Много это или мало? Попробуйте съесть в течение часа полкило сахара, как раз и получится 500 г углеводов. В обычной жизни такого практически не бывает. И прежде всего потому, что организм довольно жёстко регулирует потребление сладкого. Наверное, каждый помнит с детства, как взрослые запрещали есть сладости перед едой, потому что этим можно испортить аппетит, другими словами, вызвать у себя чувство сытости.
Аппетит и правда напрямую связан с содержанием глюкозы в крови и гликогена в печени. Когда уровень сахара в крови снижается, появляется голод, а когда повышается – чувство сытости. Даже потребление углеводов в данный день существенно зависит от того, сколько их было съедено накануне. Если вчера мы употребили много мучного и сладкого, то сегодня не только не сможем сделать это, но и не захотим, так как ещё не все запасы гликогена израсходованы.
А куда же деваются углеводы, содержащиеся в пище? Большей частью они идут на образование энергии. Многим знакомо чувство тепла, охватывающее нас после обильной и сытной еды. Это сгорают углеводы. Таким образом, в обычных условиях организм человека не использует углеводы для построения жира, а само их потребление довольно жёстко контролируется нашими внутренними часами, что существенно снижает вероятность переедания.
А чем регулируется потребление жира? Как выяснилось – практически ничем!
В эксперименте наблюдали за двумя группами испытуемых. Первая получала обычный завтрак, а вторая дополнительно 300 г сметаны (около 100 г жира). Далее в течение дня все калории фиксировались, и оказалось, что и первая, и вторая группы потребляли примерно одинаковое количество энергии в следующие приёмы пищи до конца дня, хотя можно было ожидать, что получившие на завтрак сметану (а это около 1000 килокалорий!) съедят меньше. То есть наличие жира в пище не уменьшает аппетит и не увеличивает чувство сытости.
Кстати, в этом выводе каждый может убедиться сам. Салат из овощей, приправленный подсолнечным маслом, практически не более сытный, чем салат с добавлением такого же количества сметаны, а калорийность его при этом может быть в 2 – 3 раза больше.
Окисление жира, то есть расход его на разные энергетические нужды, не происходит при увеличении его количества в пище. Избыток просто откладывается в жировой ткани, и всё. Причём, в отличие от углеводов, возможности накопления жира могут достичь нескольких десятков килограммов, и ему есть где откладываться.
Получается, что если углеводы организм предпочитает сжигать, то жир он предпочитает именно накапливать. У некоторых людей в силу наследственных причин жир окисляется, т. е. расходуется очень плохо. Такие люди склонны к полноте. Следовательно, если организм по каким-то причинам плохо справляется с окислением жира, то нарастание веса за счёт его накопления становится неизбежным.
Собственно, и раньше советовали для профилактики ожирения есть поменьше жирной пищи. Но в первую очередь пожелания и ограничения касались мучного и сладкого. Теперь же очевидна необходимость переместить жирные продукты с третьего места на первое.
Какие же выводы и рекомендации делают из этого современные диетологи?
Если человек не хочет поправиться, он должен потреблять не более 100 г жира в день. Для не склонных к полноте людей рекомендовано не более 70 г жира в день, а всем остальным сократить потребление как минимум до 50 г в день, а то и меньше.
При жирной пище до 30 – 40 г в день набор веса при практически любом потреблении мучного и сладкого прекращается! С точки зрения современных представлений ничего удивительного в таком выводе нет. Какое-то количество жира в организме окисляется всегда, и если его в пище очень мало, то расходуются накопления независимо от того, сколько вы едите мучного и сладкого. И человек начинает худеть, медленно, но верно.
Единственный способ избавиться от чрезмерных запасов энергии в виде жировой ткани – израсходовать жир. Его нельзя выпарить, выделить из организма с помощью мочегонных или слабительных средств, сжечь с помощью каких-нибудь лекарств. Избавиться от лишних жировых накоплений можно, только израсходовав жир на энергетические нужды, и другого пути, безопасного для организма, не существует.
Много ещё секретов хранит наш организм, множество мифов ещё не развенчано. Но не процветание целительских методов, не сеансы массового «кодирования», не рекламирование и продажа «чудесных» средств, обещающих снижение веса без диет и прочих неудобств, должны получить распространение и признание, а новые научные данные, которые помогают и врачам, и пациентам грамотно и безопасно решать возникающие проблемы.