Такого обострения этого опасного заболевания в нашей области ещё не было. А если когда и случалось, то настолько давно, что даже старожилы-медики этого не помнят. В целом ряде образовательных учреждений отмечены случаи заражения. Затронуты все районы Ярославля.
Как сообщили в федеральном государственном учреждении здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» по Ярославской области, с начала подъёма заболеваемости серозным менингитом, а приходится он на август этого года, по приблизительным данным, зафиксировано около двухсот случаев.
Обеспокоенные родители не водят детей в детские сады, кружки, секции и бассейны, есть и такие, кто не пускает детей в школу. А те, кто продолжает отправлять отпрысков учиться, делают это с тяжёлым сердцем, постоянно переживая за их здоровье.
В одной из школ в центре Ярославля, где отмечены три случая заболевания серозным менингитом, родители первоклассников писали коллективное письмо директору с просьбой принять меры и обезопасить их детей, вплоть до закрытия учебного учреждения на карантин. Как могла, директор успокоила взрослых. Уверила, что все необходимые меры приняты, в кабинетах проводится дезинфекция, классы находятся на карантине и занимаются в отдельном помещении, в столовой все профилактические мероприятия организованы.
Понятно, что такие уверения мало успокоили мам и пап, но разве можно было требовать чего-то большего от директора? Ведь не она решает, объявлять или нет карантин.
Что же касается медиков, представителей санитарной инспекции и прочих инстанций, контролирующих эпидемиологическое состояние в нашей области, они проявляют поразительное спокойствие.
Родители бьют тревогу, журналисты пытаются прояснить ситуацию, но эскулапы упорно стоят на своём: «ситуация полностью контролируется, и ни о какой эпидемии речи не идёт».
– Сегодня нет никаких серьёзных проблем, связанных с этим заболеванием, идёт обычная для этого времени года сезонная вспышка, – уверяет руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области Сергей Мелюк. – Непонятно, почему так много внимания именно этой болезни уделяется? Почему, интересно, вы не спрашиваете меня об острых респираторных заболеваниях? Ведь их в нашей области отмечено семь тысяч пятьсот.
При этом ответа на вопрос, сколько же всё-таки в нашей области зафиксировано случаев серозного менингита, от главного санитарного врача получить корреспонденту «СК» так и не удалось. Он отказался дать статистическую информацию по телефону и объяснил это своей занятостью и занятостью всех сотрудников. Сергей Анатольевич рассуждал об особенностях закона о средствах массовой информации и в результате потребовал официальный запрос.
Запрос редакция газеты подготовила и отправила, теперь вместе с читателями нам остаётся надеяться, что наконец-то будет получена полная и объективная информация о «шествии» этого страшного вируса по Ярославской земле.
При этом непонятными остались два момента. Во-первых, почему такая таинственность сохраняется в нашем регионе вокруг этого заболевания? И ещё: вызывает удивление вопрос Сергея Мелюка, почему корреспондента газеты интересует менингит, а не простудные заболевания.
В первую очередь потому, что некоторые проявления этих заболеваний похожи. В начале болезни температура повышается до 38 – 40 градусов, появляется сильная головная боль, возможны рвота, понос, мышечные боли.
Однако не при ОРЗ или ОРВИ, а при менингите ребёнка обязательно госпитализируют и делают пункцию, удаляющую излишнюю жидкость, накопившуюся в результате воспаления. Это не простуда, а менингит в тяжёлых случаях сопровождается воспалительным отёком мозговых оболочек, даёт тяжелейшие осложнения и может привести к летальному исходу. И хотя серозный менингит, который отмечен в нашей области, самый лёгкий, однако это мало успокаивает.
Иногда встречается скоротечная болезнь, и ребёнок может погибнуть в течение получаса. Такое несчастье случилось в 2003 году в Москве, где двое школьников умерли от вирусного менингита, вызвавшего ужас у родителей своей стремительностью. Тогда московские медики тоже говорили о сезонных всплесках заболевания и об отсутствии эпидемии.
Однако срочно провели беспрецедентные мероприятия по дезинфекции помещений, в том числе воздуховодов, где могли находиться возбудители инфекции. Местная управа моментально нашла деньги – более десяти тысяч долларов – на покупку импортных вакцин для прививания противоменингитной сывороткой учащихся обеих школ, где произошли трагедии. В школах сразу провели собрания, где специалисты – эпидемиологи, инфекционисты – объясняли, что это за заболевание, чем опасно и как его избежать. Были взяты анализы – мазки из носоглотки у всех, кто контактировал с погибшими детьми. И тогда оказалось, что спешили не напрасно, число больных могло серьёзно увеличиться.
Почему же в нашей области к серозному менингиту относятся как к простуде? Неужели нужна трагедия?
А пока главные хранители санитарного благополучия нашей области успокаивают население, это самое население обзванивает знакомых врачей, погружается в пучину Интернета с единственной надеждой – найти способ защитить себя, своих детей и родных от этого опасного заболевания.
В медицинской литературе отмечается, что вирус, вызывающий серозный менингит, передаётся через воду, овощи, фрукты, пищевые продукты, грязные руки. Может передаваться и воздушно-капельным путём при большом скоплении людей. Заражение часто происходит при купании в водоёмах и плавательных бассейнах.
Для профилактики необходимо воздержаться от занятий плаванием, пить только кипячёную качественную воду, овощи, фрукты тщательно мыть и обдавать кипятком, строго соблюдать правила личной гигиены. Мыть руки с мылом перед каждым приёмом пищи и после каждого посещения туалета.
Не только Ярославскую область постигла эта напасть. По сообщениям СМИ, с сентября этого года серозный менингит свирепствует сразу в нескольких школах и детских садах Архангельской области. За небольшой период времени в областную инфекционную больницу Архангельска поступили 87 человек. Возбудитель менингита – энтеровирус, который подтвердился почти у половины заболевших. В местной администрации ежедневно собирается комиссия, чтобы выяснить, откуда взялся этот вирус: завезли эту инфекцию или причина в водопроводной воде? Однако, как и ярославцы, архангельские медики термина «эпидемия» пока избегают.
Предвидим реакцию медиков: журналисты сгущают краски в поисках сенсаций, серьёзной опасности нет. Если это так, почему нужно отгораживаться от прессы бумажным щитом?