СПАСИБО НАЦПРОЕКТУ
– Проблема эндопротезирования сегодня решается с нескольких сторон, – рассказывает первый заместитель директора департамента здравоохранения и фармации Ярославской области Ирина Ивановна Груздева. – В основном на государственном уровне. Во-первых, оно является высокотехнологичной медицинской помощью – это определено специальным приказом Министерства здравоохранения. Далеко не все лечебные учреждения субъектов Российской Федерации попадают в перечень, для которого определяется государственное задание. А наша больница имени Соловьёва в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» получает государственное задание уже второй год! В прошлом году – на 280 операций для жителей Ярославской и Тверской областей. Прооперированы были в основном наши земляки. Стоимость одного эндопротезирования в среднем 62 тысячи рублей. В этом году дано задание на 300 операций, в том числе для Ярославской области – 255, для Тверской – 45. Цена вопроса по государственному заданию – 16 миллионов рублей.
Груздева считает: задание выполнимо. 60 процентов из квотированных операций уже сделаны, хотя оперировать ярослав-ские хирурги стали только с апреля этого года. Коллектив больницы Соловьёва работает очень активно, старается.
– Ирина Ивановна, – спрашиваю Груздеву, – я знаю, что больных, нуждающихся в операциях по протезированию, гораздо больше, чем предусмотрено госзаказом. Кто заплатит за их «суставы»?
– Мы имеем квоты по государственному заданию и в федеральные клиники Москвы. Для нашей области там в прошлом году было выделено 25 мест, в этом – 85.
– Какой ещё есть источник повышения «доступности» этого вида лечения?
– Источников несколько. Больше всего ярославцев интересует вопрос о возмещении им денег, затраченных на приобретение суставов. Это вопрос непростой, поскольку специально на это средства не выделяются. Однако в прошлом году удалось возместить средства гражданам, затраченные на эндопротезирование через Фонд социального страхования – приблизительно 10 миллионов рублей. Какой будет ситуация в этом году, пока не могу сказать. Это будет известно, возможно, в конце года.
Есть ещё один вариант – фонд предупредительных мероприятий. Самые дорогие – ревизионные протезы (это когда ранее поставленные искусственные суставы требуют замены) были поставлены 23 больным на средства этого фонда. В 2008-м на эндопротезирование только из бюджета области выделено 414 тысяч рублей. Поступают деньги и из муниципальных бюджетов.
Механизмов и источников много. Уровень наших специалистов очень высокий, поэтому выявляемость заболеваний больше и, следовательно, выше потребность в операциях. Существует очерёдность, причём принцип социальной справедливости соблюдается неукоснительно. В первую очередь оперируют тех, кому срочно необходимы операции. А вообще за многие годы мы первый раз получили возможность в 2007 году прооперировать 630 человек!
ЧЕЛОВЕКА НА МУЧЕНИЯНЕ ОБРЕЧЁМ
Недугов, по причине которых человеческие суставы изнашиваются и приходят в негодность, немало – ревматоидный артрит, идеопатический артроз, асептический некроз головки бедра… Последним, кстати, страдают в основном мужчины от 20 до 40 лет. Почему именно их выбирает коварная болячка, спрашиваю я у главного врача больницы имени Соловьёва Александра Александровича Дегтярёва.
– Ну, если бы я знал ответ на этот вопрос, то Нобелевскую премию получил бы! – шутит главный травматолог области. – А вообще у нас частота заболеваемости зависит от уровня диагностики, качества помощи. Во многих регионах просто нет структуры, которая могла бы выявлять эти заболевания.
А у нас есть. С 50-х годов прошлого столетия отслеживают ярославские хирурги-травматологи всё новое в научной медицинской мысли и успешно внедряют в практику. Поэтому и был доверен врачам Соловьёвской больницы, единственной из клиник области, государственный заказ на проведение квотированных высокотехнологичных операций.
Пожилых наших земляков, чей возраст старше семидесяти, имевших несчастье получить перелом шейки бедра, здесь также успешно оперируют – по 120 – 150 операций в год, применяя полусуставы местного производства, изготавливаемые в Рыбинске. Несмотря на их относительную дешевизну (16 – 17 тысяч рублей), они отличаются хорошим классом обработки.
Нам с вами очень повезло, ведь ярославские врачи могут и умеют оказать помощь здесь, дома, правильно и качественно. А в приобретении необходимых для операций полусуставов хорошо помогает и мэрия Ярославля. В год бюджет города «покупает» 50 эндопротезов. Да 50 получает больница по федеральной квоте. И сама она в этом животрепещущем вопросе принимает активное участие.
Мы зарабатываем приблизительно 17 млн. рублей в год для области на приобретение эндо-протезов, проводя клинические испытания лекарственных препаратов. Исследовательские фирмы покупают от 130 до 160 протезов тазобедренных и коленных суставов ежегодно.
ЧУТКИЕ, ОТЗЫВЧИВЫЕ ЛЮДИ
В женской палате 4-го отделения больницы имени Соловьёва многолюдно. Кто-то уже ходит, опираясь на костыли после операции. Я подхожу к одной из женщин. Это Нина Дмитриевна Барышева из Рыбинска. Операцию ей сделали три дня назад – у неё деформирующий артроз. Более 20 лет мучалась. Постоянная боль в колене, неприятный хруст, нога искривилась, не сгибалась в колене…
– Я работаю лифтёром, как вышла на пенсию. А до этого много лет – на овощной базе. Разве я смогла бы накопить на протез, который мне поставили – он стоит 110 тысяч рублей! – доверительно рассказывает она мне. – А теперь посмотрите – ногу мне выпрямили. Раньше нога не разгибалась до конца, а сейчас прямая. Операцию мне делал доктор медицинских наук, профессор Вячеслав Васильевич Ключевский, а ассистировал ему наш лечащий врач Михаил Викторович Белов. Это хирурги от Бога. Персонал тут прекрасный. И доктора, и медсёстры, и нянечки очень внимательные…
С соседней кровати меня подзывает Клара Сергеевна Самбурова – жительница села Благовещенье Большесельского района.
– Наше село считается географическим центром Ярославской области! – заявляет она.
Наверное, учительница сельская? И точно. Много лет преподавала биологию и химию. Ныне пенсионерка. Клара Сергеевна оказалась одной из «первых ласточек» – пациентов, прооперированных по государственному заказу здесь в прошлом году. Ей предлагали операцию ещё в 2005-м.
– А у меня и денег таких нет. 2000 долларов! Что только не попробовала, даже гирудотерапию (лечение пиявками), ничего не помогало. Диагноз ухудшился. И вот благодаря областной квоте прооперировали 11 декабря 2007 года. А сейчас я легла на вторую операцию, на другой ноге.
А ДЛЯ БОЛЬНИЦЫЭТО РАЗОРЕНИЕ
– Наверное, получение государственного заказа на выполнение операций – дело выгодное? – спрашиваю я Александра Александровича Дегтярёва. И, к большому удивлению своему, слышу в ответ:
– Это, конечно, престижно для области, а для экономики больницы – убыточно. Во-первых, три сотни больных, которых по квотам пролечим – это 6 – 6,5 тысячи койко-дней! Они не идут в муниципальный заказ, а зарплата работников больницы зависит от выполнения муниципального заказа. Мы держим в этом отделении вместо пятидесяти больных девяносто. Все службы работают на них – аптека, прачечная и так далее. Во-вторых, по федеральной квоте на одного больного выделяется 120 тысяч рублей в федеральных клиниках, нам – только 68 тысяч. Предполагают софинансирование со стороны региона – пятьдесят на пятьдесят. Но, к сожалению, ни в прошлом году, ни в нынешнем этого не произошло.
Выход из ситуации, по мнению хирургов, такой: если не заложено софинансирование в бюджете области, надо, чтобы второй стороной софинансирования был ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования). Тогда область сможет покупать хорошие дорогие протезы и восстанавливать здоровье нашим больным без ущерба для экономики ярославских больниц.