Конечно же, я была искренне шокирована увиденным. В чём дело? Неужели ярославцы душой зачерствели? С этими вопросами я обратилась к начальнику выездной бригады областной станции переливания крови Юрию Николаевичу Панфилову.
– Районный день донора – мероприятие ежегодное, традиционное. И мы планировали за два дня взять кровь у 400 человек. Но вчера пришли только двадцать пять ярославцев, семь из которых – медицинские работники. Основная причина уменьшения числа доноров в том, что руководители предприятий препятствуют сдаче крови своих сотрудников. Ведь это нарушает производственный процесс, а также донорам необходимо выплачивать среднюю зарплату за два дня. А предприятия сейчас в основном частные. Законодательство же этот вопрос не разрешает никак. Социальные задачи мало интересуют предпринимателей, их больше волнует прибыль. Работники одного крупного ярославского завода, к примеру, рассказали нам вчера, что у них на предприятии даже вышла газета, в которой была статья, призывающая не сдавать кровь! Я за свою практику вообще такого не встречал, – восклицает Юрий Николаевич. – Думаю, если бы убытки предприятий дотировались из местного бюджета, то тогда у руководства было бы и другое отношение к донорству. А между тем потребность в крови растёт! Увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий, высока заболеваемость населения, а число доноров день ото дня уменьшается. Молодёжь не идёт сдавать кровь.
Донорам платят компенсацию на питание, по 40 рублей за 100 мл крови, и компенсацию на усиленное питание – 90 рублей. Средняя доза сдачи 400 мл. Получается в целом 250 рублей. Даётся справка на два выходных дня. Донорское движение раньше было массовым, и кровь сдавали безвозмездно. Поменялись законы жизни, и отношение к донорству у людей стало меняться.
На пороге показался донор с моторного завода, огнеупорщик Тимофей Николаевич Ерёмычев. Он сдаёт кровь 40 лет из своих 56-ти, почётный донор РФ.
– Сейчас, чтобы на заводе разрешили поехать сдать кровь в рабочее время, нужно предварительно написать заявление, а начальник решит, отпустить или нет. Поэтому я приехал в своё личное, свободное время. Я сдавал и буду сдавать кровь, так как хочу помочь людям, – говорит Тимофей Николаевич.
28-летний водитель Илья Владимирович Лепёшкин временно безработный. Он пришёл сдавать кровь второй раз.
– Не из-за денег, я помогу сейчас кому-то, а потом, может быть, кровь будет нужна мне самому или моим родным, – объяснил он.
На этом молодом человеке «поток» доноров закончился, по крайней мере, в моём присутствии. И я решила тоже внести хоть маленькую лепту в погибающее дело донорства. Предложила медикам взять кровь у меня. Правда, если быть искренней, давно мечтала об этом. Конечно, мой поступок – капля в море, но работники станции переливания приняли мой порыв с радостью.
Скажу честно, что никаких негативных ощущений не испытала, если не считать того момента, когда на несколько мгновений меня бросило в жар, и на лбу выступила испарина, но медицинская сестра Галина Владимировна Кисель очень внимательно следила за моим самочувствием, постоянно спрашивала, не кружится ли голова, нет ли слабости в ногах.
– Я 15 лет на станции работаю. Уверена, что люди и сегодня ходили бы сдавать кровь, если бы не ряд причин. Кому-то отгулы не дают, кто-то считает, мол, денег бы побольше платили, – рассказывает мне Галина Владимировна (пока кровь из моей вены по пластиковой трубочке постепенно наполняет специальный пакет на 400 миллилитров). – Есть и положительные примеры. Так, например, когда проводится День донора в Ленинском районе, то там сами работники администрации идут полным составом кровь сдавать. Здесь же, в Дзержинском районе, за счёт администрации донорам выдаются бесплатные завтраки – горячий сладкий чай и булочка.
А крови сегодня требуется очень много – в ожоговые отделения, на операции. Часто люди вывешивают объявления на дверях станции переливания, больниц, что нужна определённая группа крови. Ведь полноценного заменителя человеческой крови пока не нашли.
– Нередко спрашивают нас, опасно ли быть донором? У нас всё стерильно, все системы для забора крови одноразовые. Так что для доноров опасности нет. А гипертоникам сдача крови даже полезна. Давление снижается, – уверяет Галина Кисель.
Тут медсестра быстро, практически безболезненно, убрала иголку из моей вены. Так я стала донором, мне и книжку, свидетельствующую об этом, выдали. И с полной ответственностью могу заявить: процедура эта действительно безопасная и вполне терпимая – испытано на себе, а вот о чувствах, которые меня переполняли после неё, рассказать довольно сложно. У меня просто крылья выросли: возможно, частичка и моей крови теперь кому-нибудь поможет спасти жизнь или здоровье вернёт! Это ли не счастье?