21 декабря 1947 года вышел приказ министра здравоохранения о формировании областных клинических больниц и включении в их состав отделения санитарной авиации.
За десятилетия своего существования оно не раз меняло местонахождение и название, но неизменной оставалась главная задача – спасение человеческой жизни и помощь сельским докторам, столкнувшимся с тяжёлыми врачебными случаями.
Сегодня эта мобильная служба называется отделением экстренной и плановой консультативной помощи и входит в состав центра медицины катастроф. Давно уже её врачи пересели с самолётов и вертолётов на специально оборудованные автомобили, но всё равно по привычке называют местом своей работы – санавиацию. Её история бережно сохранена в документах и рассказах ветеранов.
ЧАС «БОЛТАЛИСЬ»В ВОЗДУХЕ
Борис Ростиславович Лозинский сорок семь лет в ярослав-ском здравоохранении, из них не один десяток связан с санавиа-цией.
– Эту службу можно назвать индикатором состояния здравоохранения на местах, – рассказывает он. – В 60-е годы на селе был большой дефицит медицинских кадров, все «дыры» закрывала санавиация. Когда я работал главврачом некоузской районной больницы в 60-х годах, нас было всего четверо – хирург, терапевт, педиатр и главный врач. Такое положение было во многих отдалённых районах, а потому востребованность медицинской авиации была невероятная. В год – по 360 вылетов, 1200 выездов на машине по области и около 1000 – по Ярославскому району. На места выезжали настоящие профес-сионалы. Особенно мне запомнилась работа Татьяны Фёдоровны Терпигоровой-Петренко. Все её визиты в районную больницу были обстоятельными. Самолёт доставлял доктора и улетал. Она оставалась и кроме экстренной помощи проводила ещё плановые осмотры больных, учила нас лекарскому мастерству.
Незаменимой в то время оказывалась санавиация и в вопросах транспортировки донорской крови. В районах тогда станций переливания не было, а потому на самолётах экстренно отправляли кровь туда, где возникала потребность, перевозили бригады по её заготовке.
– Когда я работал на станции переливания крови при областной больнице, однажды отправились в Кукобой, на день донора. Погода была нелётная – сильная пурга, а отправляться надо – люди ждут. Мужчины-лётчики нас туда доставить отказались, а согласилась – женщина. В самолёте уложила нас на ящики с пустыми флаконами, и в таком положении мы больше часа были в воздухе. Долетели только благодаря её искусству, болтанка была страшная. Когда из самолёта выгрузились в чистом поле, стоять было нелегко, а она обратно полетела. По пояс в снегу шли мы с ящиками до ближайшей деревни около двух километров. Там – на розвальни – и в районную больницу. Но сельских доноров не подвели, их тогда почти сотня собралась.
«КНИЖНАЯ» ОПЕРАЦИЯ
Виктор Викторович Минаев в 1962 году пришёл в областную больницу и стал заведующим отделением санитарной авиации после четырёх лет работы главврачом и хирургом в Первомай-ском районе.
– С такими кадрами, как в санавиации, – вспоминает он,– работать было одно удовольствие. Коллектив слаженный, всегда друг друга поддерживали, помогали. Как только поступал сигнал, сразу вылетали. В 1962 году в нашей службе было три самолёта ПО-2. Это самые первые – обитые фанерой, однокрылые, тесные – места хватало только для врача, носилок и пилота. Нас обеспечивали шубами, унтами, выдавалось меховое одеяло для больного и одно – в запас. В семидесятых годах летать стали на так называемых «этажерках», для нас это было роскошью.
При каждой районной больнице имелась посадочная площадка – выкашивали ровный участок, самолёт над ним три круга делал и садился. Врачи на месте работали или на лошади до больного добирались. Непросто было, ведь никогда не знаешь, с чем придётся столкнуться. Раз отправились в Первомайский район в село Николо-Ухтому к роженице.
– Приехали, а роды трудные – ребёнок лежал поперёк, женщину в таком состоянии перевозить нельзя, да и не успели бы. В результате рожала она у нас прямо на столе в комнате, воду в печке нагрели, бельё нагладили. Хорошо, что со мной опытная акушерка отправилась, удалось младенца перевернуть, чтобы мать сама разродилась.
Слушая истории из практики врачей санавиации, можно бесконечно удивляться их самоотверженности, постоянной готовности спасать человеческую жизнь. Здесь можно упомянуть об истории, рассказанной Виктором Викторовичем, относящейся ко времени его работы хирургом в районной больнице.
– Приехал на село хирургом совсем неопытным, – вспоминает он, – да и медицинское обеспечение не слишком богатым было. Что говорить, если наркоз маской эсмарха делали – эфиром. На моё счастье, операционная сестра была фронтовичкой, много работала в госпиталях, наркоз прекрасный давала. Появился больной с гангреной, нужна была срочная ампутация, а я её не проводил никогда, только теорию знал. Но деваться некуда, иначе погибнет человек. Прямо в нашей операционной всё и провели. Мужичку по его требованию вначале стакан спирта налили, потом уж и наркоз. Я посадил медицинскую сестру возле себя, дал книгу «Оперативная хирургия с топографической анатомией», она мне по этапам читала, а я по её комментариям делал. Операция прошла успешно, через полгода тот мужичок сам ко мне пришёл на самодельном протезе, поблагодарил.
С СЕМЬЁЙ И ВРЕМЕНЕМНЕ СЧИТАЕМСЯ
Почти сорок лет в медицине – анестезиолог-реаниматолог Борис Иванович Кирсанов.
– Нас практически не было дома, – рассказывает он, – постоянно в отделении, не считались ни со временем, ни с семьёй. В неделю по нескольку раз, а то и в день по три раза вылетали, выезжали. Случалось, отработаешь в больнице, домой придёшь, не успеешь перекусить, снова вызывают. В санавиации могут работать только высококлассные специалисты, не ниже первой категории. Ведь мы не только помогаем больным, но и консультируем местных докторов.
Поэтому у санитарной авиации нынче и название двойное: экстренной и плановой консультативной помощи. Самолёты и вертолёты ещё сохранились, но уже скорее как раритеты, а не действующие машины. Их используют только в исключительных случаях. Они стали экономически невыгодны. Ещё в 2005 году стоимость одного часа их работы составляла 18 – 19 тысяч рублей. К тому же транспортное сообщение сегодня достаточно развито, и намного выгоднее и эффективнее передвигаться по дорогам. В распоряжении отделения есть несколько машин, круглосуточно дежурят три водителя, которые всегда готовы отправиться на вызов. Современные автомобили оснащены аппаратурой слежения за давлением, пульсом, температурой пациента, дыхательным аппаратом. Прямо в салоне без особого труда можно поставить капельницу, сделать инъекцию, ввести дозированно медпрепараты, что особенно важно в случаях с детьми.
До 2002 года к заболевшим новорождённым по области выезжали детские реаниматологи, не имевшие специальных знаний в неонатологии и необходимого оборудования. Поэтому детей, которым требовалась специальная помощь, не всегда удавалось эвакуировать в областной центр. Это отражалось на результатах лечения – смертность новорождённых из области в 2 раза превышала городскую.
По статистике, с 2003 по 2006 годы врачи отделения выезжали 4309 раз в разные уголки нашей области, проконсультировали 5140 больных, провели 931 операцию разной сложности, эвакуировали в ярославские больницы 1665 человек.
В 2002 году в области была организована выездная бригада реанимации новорождённых. Её специалисты оказывают лечебно-консультативную помощь, а если есть необходимость, доставляют малышей из родильныхдомов области в неонатальныецентры Ярославля.
За 60 лет работы санитарной авиацией, а ныне отделением экстренной и плановой консультативной медицинской помощи, были спасены тысячи человеческих жизней. Врачи районных больниц знают, что в критических ситуациях всегда могут получить адекватную помощь по любой медицинской специальности.