10 ноября передача районных аптек области состоялась. Процедура заняла один день, инвентаризация и передача собственности были подготовлены загодя. Кроме того, делалось всё в субботу-воскресенье, поэтому жители Ярославского района вообще не заметили, что дело обеспечения их лекарствами кому-то там передали. Не переданной осталась только одна аптека, самая нерентабельная.
Но проблема в том, что та самая единственная не переданная и неренатабельная аптека № 94, расположенная в Ярославле, в Крестах, занималась, выражаясь канцелярским языком, «осуществлением социальных функций». По-русски то же самое можно сказать так: девяносто четвёртая выдавала лекарства по льготным рецептам. И по федеральным и областным льготам. В Кресты за льготными лекарствами приезжали все ветераны Ярославского района. Родственники тяжёлых больных (например – с онкологией в третьей и четвёртой стадиях) тоже могли приобрести особо сильнодействующие лекарства только в аптеке № 94 – все наркотики и яды Ярославского района хранились на её складе.
Собственно говоря, именно из-за «социалки» аптека и не приносила дохода, основной её функцией была помощь льготникам, а на этом сверхприбылей не заработаешь. До передачи всех других (рентабельных) аптек и фельдшерских пунктов Ярославского района в область зарплату работникам аптеки № 94 платили из средств, вырученных её коммерческими собратьями по профессии – аптеками в Красных Ткачах, в Курбе и другими. Но с 10 ноября все эти «спонсоры» перешли в областное подчинение и прибыль с собой унесли. А работникам аптеки № 94 зарплату начали выплачивать не деньгами, а обещаниями. «Вы продолжайте работать на льготников, держите высоко знамя социальной справедливости, а мы вам ужо поможем», – примерно в таком духе высказывались чиновники районной администрации. Директора аптеки, бессильные решить проблему, менялись каждую неделю.
Шесть работников аптеки понимали, что продажа сильнодействующих препаратов и обеспечение лекарствами льготников – дело ответственное. Некоторое время люди терпели, но фармацевт – работа высокооплачиваемая, во всех аптеках люди зарабатывают нормально. В конце концов их терпение лопнуло. Администрация района была поставлена в известность о том, что все работники аптеки подали заявления на увольнение. Копии заявлений были представлены чиновникам. Реакции не последовало никакой, если не считать ничем не подкреплённых обещаний. А с 17 декабря аптека по распоряжению администрации района вообще начала передачу собственности. Работа эта сложная, в аптеке около двух тысяч наименований, и отпуск лекарств пришлось прекратить.
Кто-нибудь слышал, как кричит умирающий раковый больной, лишённый обезболивающих? Кто-нибудь догадывается, как чувствует себя семидесятилетний ветеран, приехавший из дальней деревни в Ярославль за необходимыми льготными лекарствами и наткнувшийся на закрытую дверь? Множество людей, для которых лекарства – ежедневная необходимость, оборвали телефон в аптеке, обращались в администрации района и области – всё впустую. Аптека закрыта, когда откроется – неизвестно. Неизвестно и то, кто будет в ней работать после открытия – люди-то поувольнялись.
Начальник управления социальной защиты администрации Ярославского района Валерий Черников через два дня после того, как аптека перестала отпускать лекарства, бодро отвечал журналистам, что «94-я вообще не закрывалась, она работает и сегодня. Просто идёт процесс параллельной передачи собственности».
Но поскольку одну и ту же собственность одновременно и передавать, и продавать физически невозможно, аптека закрылась. А то, что об этом не знают в администрации, говорит только об уровне её информированности.
На момент сдачи в номер этой статьи шестеро работников аптеки № 94 заканчивали свой последний рабочий день, так и не получив от администрации района обещанных предложений о новом трудоустройстве. Все, кому по федеральным и местным законам положены льготные лекарства, продолжали мучиться...