У двух из пятнадцати учителей – высшая категория, у пяти – первая. Завуч Нина Ивановна Колоскова, преподаватель биологии и химии, – победитель конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году, участник российско-голландского проекта по информационно-компьютерным технологиям. Это официальные данные, пригодные для отчёта в «органах», которые чуть что – выставляют Ермаковскую школу напоказ. Но, разумеется, не казённые термины являются причиной её жизнеспособности. Подумать об этом не лишнее, когда сель-ские школы закрывают одну за другой.
Сформулировать принципы существования своего учебного заведения взялась Ольга Ва-лерьевна Орлова, преподаватель русского языка и литературы – словесности, как сказали бы раньше. «Своя» школа означает многое. Ольга Валерьевна здесь училась, а её родители работали: Валерий Петрович Орлов начал в 1958 году пионервожатым, стал учителем физики, после – директором, а Валентина Леонидовна преподавала словесность. О событиях прежних лет Ольга Валерьевна ищет сведения в архивах. История получается нескучная.
«Наша школа никогда не позволяла, чтобы ею управляла женщина», – отметила она традицию под номером один и засмеялась наблюдению. Директора были мужчины – математики и физики. Нынешний Николай Валентинович Вострилов тоже, хотя став руководителем, ведёт физкультуру. Из 15 учителей – 6 мужчин. Не ветхих и не тех, что «косят» от армии после пединститутов – ермаковские служили все. Теперь им ничто не страшно: ни ремонт здания, ни реформы в системе образования. На них можно положиться. И прежде так было: Валерий Петрович Орлов со своей командой строил нынешнее здание школы, начиная с заготовки леса. За шесть лет возвели деревянный двухэтажный дом. Орлова наградил почётной грамотой исполком народных депутатов. (При государе императоре ермаковский купец Александр Потапович Бормосов за то же деяние получил большую золотую медаль на Андреевской ленте). В Ермакове – лучшая в районе школьная техническая база. Сюда приезжают из других мест сдавать на права по вождению трактора. Потому что мастерскими заведует Михаил Анатольевич Кузнецов и он же ведёт уроки труда (технологии). Информатику и физику преподаёт Анатолий Петрович Кротиков, историю и физкультуру – Николай Евгеньевич Макаров, немецкий язык и экономику – Сергей Михайлович Вакула, словесность – Евгений Александрович Брусников, он же занят внеклассной работой.
Вторая традиция, на наш взгляд, главная: сохранение духа школы в людях, которые там работают. Из 15 учителей – 9 её выпускники. А третья из неё вытекает: школа – обаятельная. Кто сюда прибывал из чужих краёв, оставался насовсем. Земное тяготение – понятие не только из курса физики. Сельская школа не может прожить без труда на земле. В 1888 году при ней уже были пчельник и огород. Теперь его распахивают своим трактором, и столовая обеспечивается бесплатными овощами. Это четвёртый обычай.
Заведующими учебной частью – записала Ольга Валерьевна под номером пять – всегда были женщины: трудолюбивые, скромные, умные. Нина Ивановна Колоскова занимает эту долж-ность сейчас, а если требуют обстоятельства, несмотря на скромность, выступает на всяких конкурсах – и побеждает. Не приз, процесс творчества – вот что нравится учителям в Ермакове (это шестая традиция). Скажем по секрету: профильное обучение после 9 класса, недавно утверждённое Министерством образования, здесь практиковалось ещё в девяностые годы. Такая атмосфера привлекает художественно одарённых людей, что является седьмой традицией. Ещё в 1887 году инспектор записал в отчёте, как законоучитель школы дьякон храма Рождества Христова Сергей Розов «с образцовой ревностью трудится над усовершенствованием хора». С тех пор тут петь не переставали. Сегодня в Ермакове – дипломированный преподаватель музыки, учитель первой категории Елена Викторовна Гурина. Она же библиотекарь и музыкальный сотрудник детского сада. Играет на фортепьяно и аккордеоне. Для сельской школы – редкость. А это важно: хоровое пение – всем доступное выражение братской любви. И психолог вам это скажет, и священник.
Мы сами предлагаем восьмую традицию, а может, вывод: радость – вот на чём стоит школа в Ермакове. Без радости человеку всё в тягость: и учение, и труд. А здесь не так. Потому выпускники не забывают школу. Они приезжают издалека. Говорят, жизнь в городах мучительная – жестокость и суета. Остались бы, но в Ермакове нет работы: социальные учреждения ещё действуют, а производство остановилось. Начать же своё дело на родной земле с нуля никто пока не решается – духа не хватает. О духе, о душе позаботиться надо – говорят верующие – тогда изменится жизнь.