Жителям крупных городов сегодня трудно представить, что с каждым годом роль сельской школы в жизни нашей провинции растёт. Возьмём то же Семлово: существовавший здесь совхоз (а теперь СПК) «Рассвет» впору переименовывать в «Закат» – да и то нужно поторопиться. Льна в нынешнем году вообще не сеяли, животноводство ещё както существует, но о той помощи, которую когдато оказывали селяне педагогам, помнят только ветераны. Теперь школа сама себя кормит. Рядом с ней прекрасный сад и огород, и работают здесь учителя и дети. Многое из того, что готовят в школьной столовой, выращено их руками. Картошка, овощи, – всё своё.
Демографическая проблема коснулась всех сельских школ. Не исключение и семловская.
Пик загруженности школы пришёлся на 1998 год, когда здесь учились 265 человек. Сегодня под своды храма знаний войдут только 108. Пятая часть из них живёт в Семлове, остальным, чтобы добраться до школы, придётся преодолевать от двух до двадцати километров. Конечно, выручает программа «Школьный автобус», но следует сказать, что собственная транспортная программа начала реализовываться в этом учебном заведении ещё в 1992м, когда на деньги своих шефов (помнит ли ещё ктото слово, которым пользовались люди в СССР, ещё не знавшие, что такое спонсор?) учителя приобрели в Кургане агрегат КаВЗ.
Рассказанное выше только вершинка демографического айсберга. В основании его – недавно закрытые две начальные и одна общеобразовательная школа. Теперь на протяжении тридцати километров от Середы до Данилова среднее образование можно получить только в Семлове.
Мичуринцы знамениты не только тем, что в 2005 году стали финалистами всероссийского конкурса «Лучшие школы России», хотя при прочих равных условиях этот результат можно смело приравнивать к подвигу. В их коллективе, к примеру, аж пятеро представителей сильного пола – не всякая городская школа может похвастаться такой цифрой. А директор семловской школы Владимир Борисович Головяшкин (на снимке) не без гордости вспоминает недавнее прошлое, когда мужчин в его школе работало ровно половина от всего состава педагогов. Здесь есть династии учителей – к примеру, у преподавателя математики и информатики Ивана Николаевича Бакарягина и мама и папа работали здесь же, причём отец также преподавал «царицу наук». Да и сам молодой преподаватель, которому недавно исполнилось тридцать, успел застать времена, когда главной проблемой в школе был перебор учеников.
– Конечно, когда на одного учителя приходится тридцать подопечных, качество образования слегка страдает, – замечает Иван Николаевич, – просто потому, что приходится в чёмто обделять тех детей, которые хотят связать своё будущее с точными науками. Всётаки есть образовательный стандарт, согласно которому знать предмет должны даже те, кто им не особенно интересуется. Но и шесть человек в классе – тоже не идеальная ситуация. Хотя бы потому, что в большом коллективе всегда есть лидеры, за которыми тянутся другие ученики и которые могут помочь своим товарищам.
Иван Николаевич не зря упомянул о взаимопомощи как об одной из главных составляющих своего педагогического подхода. Всётаки сельский уклад жизни русского народа всегда предполагал помощь друг другу, а слово «сосед» звучало практически синонимом слова «друг». В мичуринской школе развитию социальных возможностей детей и творческого потенциала уделяют внимание не меньше, чем собственно образованию. Об этом ярко говорит выставка картин учеников, расположенная на втором этаже. Конечно, это не профессиональная живопись, но некие нюансы мироощущения детей видны практически в каждом произведении.
– Подругому просто быть не может, – поясняет преподаватель начальных классов Татьяна Николаевна Бахвалова, – сельский человек даже видит окружающий мир иначе, нежели городской. И если мы десяти ученикам даём задание нарисовать любимый уголок природы, можно быть уверенными, что это будут десять совершенно разных объектов, изображённых в разных манерах и передающих каждый своё особенное настроение.
– Городские школы, как это ни печально, практически приравняли к сфере услуг, – замечает директор школы Владимир Борисович. – Именно это вызывает то падение престижа педагога, по поводу которого в вашей газете за последние полгода сломано столько дискуссионных копий. Вы же понимаете: в сфере услуг потребитель всегда прав. Но приравнивать роль ребёнка только к потреблению знаний, это значит унижать и его, и педагога. В сельской школе, где у одного учителя, бывает, занимается по дватри поколения из одной семьи, такого не может быть в принципе. Наша сильная сторона в том, что мы за последние годы стали практически единственным социальнокультурным центром в сельской местности. Здесь остался тот уровень отношений, который соответствует высоким культурным ценностям. Но, образно говоря, «суша» этого островка с каждым днём становится всё меньше и меньше. И здесь не всё зависит от нас – пока государство не позаботится о том, чтобы люди в наших деревнях радовались появлению каждого ребёнка, а не боялись, что он останется на обочине жизни, весь наш талант, опыт и накопленные знания могут вдруг оказаться ненужными.
Пока же, слава богу, школа несёт своё высокое предназначение. И школьники действительно рады прийти сюда после длинных каникул. Многие сумели отдохнуть за пределами своей малой родины и соскучиться по друзьям. А ученик четвёртого класса Николай Цветков (круглый отличник, кстати), хоть и признал, что русский язык даётся ему сложнее других предметов, сказал, что не променял бы свою школу ни на какую другую.