Накануне нового учебного года Ярославский городской центр изучения общественного мнения и социологических исследований представил данные о том, какие проблемы школьного образования, по мнению ярославцев, нуждаются в скорейшем разрешении.
Сегодня более половины жителей Ярославля оценивают качество школьного образования весьма невысоко, более того, 35,1 процента респондентов склонны считать, что за послед-ние годы оно снизилось, а 16,9 процента опрошенных вообще уверены, что в наших школах никогда хорошо и не учили.
Доля «оптимистов», выставляющих городским учреждениям образования отличные и хорошие отметки, составляет чуть более сорока процентов.
Интересно, что при этом 28,6 процента опрошенных склонны считать, что в Ярославле количество хороших школ больше, чем плохих, противоположной точки зрения придерживаются 26 процентов респондентов, а чуть более трети горожан уверены, что тех и других учреждений у нас представлено поровну. Доля затруднившихся ответить на данный вопрос составляет 13 процентов.
Какие же требования выдвигают ярославцы к современной школе? Чему они хотят научить своих детей? Как показывают мониторинговые исследования, родители ждут, что именно в школе их ребёнок получит хорошие знания, которые, став взрослым, будет применять на практике. Большинство современных мам и пап уверены, что именно учителя должны научить их чадо творчески мыслить, а что касается привития нравственных установок, то, по их мнению, – это всё же в основном задача семьи.
А вот как ответили наши земляки на вопрос социологов, какие, на их взгляд, наиболее острые проблемы стоят перед отечественной системой образования.
По мнению подавляющего большинства респондентов – 71,1 процента – корень всех бед отечественного образования кроется в крайне неудовлетворительном финансировании отрасли. Люди говорят прямо: «Школы сегодня в буквальном смысле вынуждены бороться за своё выживание. Материальная база многих из них не соответствует требованиям времени, она давно устарела. Многим учреждениям образования не хватает современного оборудования, оснащённых всем необходимым учебных аудиторий. К тому же педагоги по-прежнему получают мизерную зарплату, поэтому школы испытывают дефицит квалифицированных кадров».
Ещё одна проблема, которая волнует горожан (о ней упомянули 38,2 процента респондентов), – несоответствие требований, которые предъявляют выпускникам учебных заведений рынок труда с одной стороны и школа, ПТУ, техникум с другой. В результате таких вот «ножниц» молодым людям зачастую весьма проблематично устроиться на работу.
Более трети опрошенных уверены, что беда нашей системы образования в том, что педагоги попросту не хотят хорошо работать, а 28,2 процента считают, что у руля образовательных ведомств стоят неумелые руководители.
Но вот что интересно. В то время, как старшее поколение ярославцев критически оценивает уровень и качество образовательных услуг, которые предоставляют сегодня учреждения образования, их чада, напротив, уверены, что их подготовка к будущей профессиональной жизни осуществляется школами на высоком и самом высоком уровне.
Так, более 90 процентов десятиклассников считают, что их альма-матер даёт им возможность получить хорошие знания. Почти 48 процентов заявили, что в их школах проводятся практические занятия, в ходе которых ученик может попробовать себя в самых различных профессиях. А около трети ярославских восьмиклассников отметили, что в их школах полностью обеспечивается возможность изучать некоторые предметы по своему выбору.