– Это редчайший случай, – сказал ветеран пожарного дела, много лет возглавлявший пожарную службу области, Николай Александрович Постников. – Вот пожары от молний – не редкость, а ничего подобного Чурилковскому феномену не припомню. Статистику таких прецедентов могут вести разве что ученые.
Нашелся такой человек. Ведущий инженер Московского института теплотехники Борис Николаевич Игнатов много лет изучает молнии. По его сведениям, над территорией России ежегодно происходит 77 миллионов грозовых разрядов. О жертвах в нашей стране статистика не ведется, но в США она есть. Каждый год молния там поражает около тысячи человек, 200 из них гибнет. Вопреки бытующему мнению, наиболее опасные разряды бывают не в чистом поле, а в загазованных городах. 85 процентов жертв молний – мужчины. Возможно, потому, что они больше времени проводят на открытом воздухе.
При приближении грозы с молниями, советует Игнатов, нужно укрыться в лесу, в группе деревьев, но ни в коем случае не под высоким отдельно стоящим деревом. В городе – скрыться в доме. Если гроза застала в автомашине, выключить двигатель и переждать на обочине. Не держать в руках металлические предметы и не приближаться к ним на опасное расстояние. Если человек поражен молнией, не бойтесь дотрагиваться до него.
Проверьте пульс, дыхание. При их отсутствии постарайтесь сделать искусственное дыхание рот в рот.
О шаровой молнии, вроде той, что убила ярославского пастуха и его коров, доктор физикоматематических наук, профессор МГУ Леонид Сперанский пишет, что это – «колоссальная субстанция, сопоставимая по мощности с крупной электростанцией».