Может быть, когда-то все дороги вели в Рим, а теперь – в деревню Мартыново, что в Мышкинском районе. На днях там побывала экспедиция Института биологии внутренних вод Российской академии наук. Ею руководил кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории высшей водной растительности Эдуард Витальевич Гарин. Они с лаборантом Натальей Георгиевной Колчиной брали пробы фито- и зоопланктона, картировали водоемы, делали геоботанические описания и профили. Это нужно для изучения процессов, происходящих в пруду от момента его образования, как был выкопан, до превращения в болото. В каждом случае процесс зарастания идет индивидуально. Бывает, надолго задерживается на каком-то этапе или даже поворачивает вспять. Похоже на развитие всего живого – ассоциации возникают из социологии, лингвистики, психологии...
В Мартынове экспедиция осмотрела четыре пруда: новый на выгоне и в самой деревне старые – Аленкин, Пиратской и Оксенов (названия приводятся в соответствии с кацким диалектным произношением). А всего в Мартынове и ближайших окрестностях их двадцать один. У каждого имен много, но есть наиболее употребимые. Карту прудов и топонимическое их исследование провел и опубликовал в своем журнале в 2005 году клуб «Кацкая летопись» – работу проделали ученики Мартыновской школы имени П. А. Пятницкой и председатель клуба Сергей Николаевич Темняткин. Тогда школа еще была основной, теперь ее сократили до начальной, больше уроков краеведения в ней нет. Дети стали забывать названия прудов – словом, пошел процесс зарастания сознания, превращения в болото.
Но тогда, в предисловии к публикации в № 2 за 2005 год «Кацкой летописи», они сообщали: «Особенно внимательны мартыновские школьники к названиям так называемых «малых географических объектов»: небольших речек, ручьев, омутов, прудов, колодцев, деревенских посадов и так далее. Они чаще всего на картах не отмечены и в документах не зафиксированы, а потому недолговечны. Особенно быстро исчезают эти топонимы в наши дни, когда сельское население стремительно уменьшается. Сохранить названия, не потерять их безвозвратно – такова основная цель работы учащихся. За каждым топонимом – своя история, человеческие судьбы, своя мудрость, хитрости и тонкости народной жизни. Существующие, как правило, не одно десятилетие, столетие, а подчас и целое тысячелетие топонимы являются самым емким и одновременно беспристрастным кладезем генной памяти народа, откуда надо только научиться черпать информацию о прошлом своей страны».