Во-первых, когда и почему мы утратили чуткость и уважение друг к другу, к своему собрату по трудной и очень ранимой учительской профессии? Мы походя раним друг друга словом, приклеиваем ярлыки и чем они язвительнее, тем это нам кажется лучше. А как же терпимость и толерантность, которые мы провозглашаем? Как при такой позиции оставаться уважительным по отношению к ученику, если мы не можем делать это по отношению к своему коллеге по профессии?
Во-вторых, мы утрачиваем интеллигентность, издавна свойственную нашему учительству. Она предполагает не только образование, профессионализм, но и высокую культуру, определенный свод нравственных качеств, что и позволяет называться учителем. Так почему же одна из авторов этих статей походя бросается словами «проституция», «чиновники от образования», «окатегоренные» и т. д. Мне кажется, что не пристало учителю говорить о том, кто в каких шубах ходит и какие украшения носит, а тем более кто эти украшения и шубы подарил, друг или муж. Радоваться надо, что наши учительницы наконец-то стали хорошо одеваться и получили возможность приобретать украшения. И неважно, что приобретено это, быть может, с помощью друга.
Я тоже по образованию учитель русского языка и литературы. В свое время, после окончания Ленинградского государственного университета, мне пришлось работать в сельской школе Псковской области. Моя квартирная хозяйка, уже старая женщина, со свойственным ей псковским диалектом говорила: «Васильевна, «в учителях» (у учителей) сказали и решили так-то, сказали то-то». Такое уважение к учителям было завоевано горсткой тех подвижников образования, что трудились в этой маленькой семилетней школе. Так почему же мы растрачиваем это бесценное достояние, которое годами завоевывалось нашими предшественниками?
В-третьих, мне непонятно, почему занятие репетиторством одна из авторов статей называет «проституцией»? Ведь хорошо известно, что не каждый учитель востребован как репетитор, а только тот, кто достиг определенного профессионализма. Кроме того, в условиях бюджетного финансирования, явно недостаточного, это определенный приработок. Домашние учителя, репетиторы издавна существовали в России и не считались зазорным явлением. А то, что мы раньше много занимались дополнительно с учениками, что было, то прошло! В условиях рыночных отношений всякий труд должен оплачиваться.
Теперь о чиновниках от образования. Мне, наверное, повезло, но в системе образования я почти не встречала в полном смысле «чиновников». Последние несколько лет я проработала в центре оценки и контроля качества образования. Том самом, который имеет дело с «окатегоренными».
Автор одной из статей пишет о мучениях и унижениях тех, кто добивается повышенной категории. Позволю заметить, что для учителей аттестация является делом добровольным согласно Закону об образовании. За годы работы в ЦОиККО не наблюдала унижения педагогов в процессе аттестации. Что касается определенных трудностей и интеллектуальных затрат, то они неизбежны: ведь это «экзамен на чин». Смею заметить, что не все этот экзамен сдают успешно.